Научные школы МСПИ
(11.11.1954 – 03.06.2018) – известный специалист в области экзистенциальной психологии и психотерапии, теории и практики индивидуальной и групповой психотерапии, управленческой психологии. Доктор медицинских наук, врач психиатр-психотерапевт высшей категории, тренер GLE-international, Master of science австрийского университетского центра; член совета директоров Российско-Австрийского института экзистенциально-аналитической психологии, психотерапии и логотерапии; действительный член профессиональной психотерапевтической лиги; председатель координационного совета Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов; консультант Центрального банка России по работе с персоналом; опубликовал более 80 печатных работ. Являлся профессором кафедры педагогики и психологии МСПИ.
(09.04.1947 – 08.07.2015 гг.) – известный учёный в области философских проблем физики и математики, теории познания, доктор философских наук, профессор. Много лет В.И. Жог являлся заместителем председателя учебно-методического объединения вузов по педагогическому образованию. Воспитал целую плеяду учеников, кандидатов наук и докторов наук, опубликовал более 150 научных трудов.
Со дня основания факультета педагогики и психологии нашего Института В.И. Жог был ведущим профессором кафедры педагогики и психологии.
(07.10.1950 – 19.01.2015 гг.) – крупный российский учёный в области математической кибернетики, теории алгоритмов, математической логики, информатики и их применения в психолого-педагогических исследованиях. В.Л. Матросов – Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Российской академии наук, действительный член Российской академии образования, лауреат премий Правительства Российской Федерации в области образования, науки и техники, автор более 260 научных трудов, ряда учебников и учебных пособий, в том числе 5 монографий. Им подготовлено около 50 кандидатов и докторов наук.
Специалист в сфере социальной педагогики, теории и методики воспитания, основоположник научной школы «Социальное воспитание в контексте социализации», член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, автор 39 книг и учебных пособий и более 500 научных публикаций. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Почётный профессор МСПИ.
Доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии искусства и художественного образования Национальной академии художеств Болгарии (г. София); член-корреспондент Международной педагогической академии (г. Москва), председатель Восточно-европейской ассоциации арт-терапии (г. София), автор структурно-антропологического подхода и онтосинергетического метода в теории арт-терапии, автор 11 научных монографий и учебных пособий по пластикодраме, телесно-ориентированной, трансперсональной и арт-терапии, более 100 научных публикаций по современным направлениям психотерапии и психологии здоровья.
На основе многолетнего международного опыта аналитического и эмпирического исследования воздействия искусства драматического и пластического театра, аутентичного пения и трансперсональных техник на психофизическое состояние человека разработал теорию и методы пластикодрамы и трансперсональной голосовой терапии, маскотерапии и полимодального движения.
За время своей профессиональной деятельности В.Н. Никитин осуществил многочисленные научные, образовательные, терапевтические и театральные проекты в России, Белоруссии, Германии, Польше, Латвии, Нидерландах, Словакии, Венгрии, Болгарии, Казахстане.
На основе практики работы в качестве актёра, режиссера и психолога в профессиональных драматических театрах России и Германии В.Н. Никитин разработал теорию и методологию драматерапии, в 2000 г. создал психологический театр «Постдвижение» в Москве, который выступал на психологических и драматических площадках России и стран Европы. Репертуар театра представлен постановками произведений И. Бунина, В. Маяковского, С. Есенина, Данте Алигьери С. Беккета, О. Уальда, Х. Андерсена.
Доктор педагогических наук, профессор. Занимается разработкой вопросов реабилитации детей и взрослых с различными нарушениями голоса; ведущий специалист России в области логопедии, в частности, фонопедагогики, автор более 180 научных работ, 50 учебно-методических пособий, методических рекомендаций. О.С. Орловой разработана дифференцированная система коррекции и предупреждения нарушений голоса различной этиологии у детей и взрослых, её научные разработки широко внедрены в медицинские, школьные и дошкольные учреждения России. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», Почётными грамотами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, профсоюза медицинских работников РФ, значком «Отличник здравоохранения», Почётной грамотой ФМБА России, а также орденом «Профессионал России» Российской геральдической палаты.
(30.03.1933 – 19.10.2015 гг.) – учёный в области логопедии и специального образования, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор более 200 публикаций по логопедии, включая учебник «Логопедия», учебно-методические пособия «Игры в логопедической работе с детьми» и «Заикание у детей», «Практикум по дошкольной логопедии».
В.И. Селиверстов награжден рядом почётных государственных знаков и отличий, многочисленными грамотами и дипломами.
С 1997 по 2003 года В.И. Селиверстов руководил созданным им в МСПИ факультетом коррекционной педагогики и специальной психологии, в стенах которого под его руководством были подготовлены свыше 1000 логопедов и дефектологов.
В течение многих лет В.И. Селиверстов был заместителем председателя ученой комиссии по дефектологии Министерства просвещения РСФСР и членом президиума Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, руководителем комиссии по дошкольной дефектологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию Министерства образования Российской Федерации, членом редколлегии научно-методического журнала Российской академии образования «Дефектология».
(05.09.1930 – 13.06.2010 гг.) – выдающийся российский учёный в области педагогики, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор более 300 научных трудов, около 20 учебников и учебных пособий по педагогике.
Влияние научной школы В.А. Сластенина на систему российского педагогического образования во многом определяющее. Координация усилий почти 50 вузов России в рамках исследовательской программы «Учитель», в 1981 – 1989 гг. выполняемой по заказу Государственного комитета СССР по народному образованию и решению президиума Академии педагогических наук СССР, позволила возглавляемому им коллективу разработать концепцию педагогического образования, которая после утверждения была направлена во все педагогические учебные заведения СССР и успешно реализовывалась под руководством академика В.А. Сластенина.
В.А. Сластенин долгое время работал профессором, заместителем декана факультета педагогики и психологии нашего Института.
В.А. Сластенин воспитал блестящую плеяду учеников. Под его руководством подготовлено и защищено 125 кандидатских диссертаций, 38 его учеников стали докторами наук. В целом научная школа В.А. Сластенина объединяет свыше 170 кандидатов наук и 60 докторов наук, работающих в более чем 50 учреждениях высшего и среднего профессионального образования страны. В числе его учеников ректоры и проректоры вузов, директора научно-исследовательских институтов и центров, деканы факультетов и заведующие кафедрами.
Один из ведущих российских учёных в области педагогики профессионального образования и воспитания школьников, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, координатор отделения методологии и теории воспитательных систем и пространств, автор более 200 публикаций по педагогике, профессор кафедры педагогики и психологии МСПИ. Основоположник научной школы «Общечеловеческое и национально-особенное в воспитательно-образовательных системах современного общества». Имеет государственные и отраслевые награды: нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования», медаль К.Д. Ушинского, грамоту Министерства просвещения РФ, грамоту МГК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений.
Кандидат психологических наук, доцент, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), психотерапевт, внесённый в единый реестр профессиональных психотерапевтов Европы (ЕАП), награждена почётным Европейским сертификатом по консультированию европейской организацией консультирования (ЕАК); Президент Национальной общественной организации «Трансмодальная субъектная психотерапия и холодинамическое консультирование», член РПО, член РФО РАН; учёный секретарь Постнеклассического отделения РФО РАН, председатель секции постнеклассической психологии и психотерапии РФО РАН. Автор около 100 научных публикаций. Под руководством Л.П.Хохловой защищены 2 кандидатские и 4 магистерские диссертации, около 100 дипломных работ психологов. Л.П.Хохлова является автором и преподавателем инновационного направления психологического консультирования «Трансмодальное субъектное консультирование», которое развивается более 30 лет и не имеет аналогов в мире. В рамках учебного плана содержатся уникальные предметы и психологические тренинги, которые неизменно вызывают большой интерес у студентов и слушателей курсов дополнительного профессионального образования.
(09.05.1935 – 18.07.2010 гг.) – известный российский учёный в области художественной педагогики, художник-педагог, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член профессионально-творческого Союза Российской Федерации, член Союза художников, действительный член Международной академии наук педагогического образования, член Академии гуманитарных наук, автор более 100 научно-методических статей, учебника «Композиция», одноимённого учебного пособия, ряда методических пособий «Тематическое рисование в школе», «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе» и других.
В 1996 году Е.В. Шорохов основал художественно-графический факультет в стенах МСПИ, заочное отделение которого подготовило свыше 1000 художников-педагогов. На факультете Е.В. Шорохов продолжительное время работал заместителем декана. За время своей научной и педагогической деятельности под его руководством подготовлено более 30 кандидатов наук и 10 докторов наук.