Международная научно-практическая конференция МСПИ «Традиции и новации в высшем образовании России»

14-15 декабря 2017 года в стенах Московского социально-педагогического института прошла Международная научно-практическая конференция преподавателей, ученых и студентов института. Двухдневное мероприятие было проведено совместно с вузами-партнерами МСПИ – Университетом Сегеда (Венгрия) и Национальной художественной академии Софии (Болгария), организовано при поддержке Духовной образовательной организации высшего образования «Николо-Угрешской Духовной семинарии Русской Православной Церкви», Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Бизнес-школы «Метрополитен» Астаны (Казахстан).

Ключевой темой в уходящем 2017 году, предложенной присутствующей профессорско-преподавательской аудиторией к обсуждению, стала роль и значение социально-гуманитарных знаний и педагогических технологий в системе высшего образования. Тема, безусловно, крайне многоплановая для обсуждения, но, вместе с тем, характерно представляет классический вариант для современной академической высшей школы, действенно позволяя в процессе дискурса выявлять актуальные сопряжения межпредметного характера и формировать на стыке междисциплинарных связей новое в области гуманитарных знаний и педагогических наук. Во многом благодаря этому, основой содержательный вектор прошедшей конференции был заключен именно в поиске взаимосвязей между научными исследованиями преподавателей и ученых МСПИ, выполняемыми в областях специальной педагогики, дефектологии и психолого-педагогического образования, педагогике высшей школы; философской антропологии, арт-терапии и здровьесберегающих технологий, медицине; психологии и управления человеческими ресурсами и процессами.

Первый день работы конференции открылся пленарным заседанием, на котором с приветственными словами в адрес присутствующих коллег, участников и студентов МСПИ выступили: ректор МСПИ, академик МАНИПТ, заместитель Председателя Экспертного совета по негосударственному образованию и государственно-частному партнерству в сфере образования при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Д.А. Мельников; помощник ректора по представительской работе Николо-Угрешской Духовной семинарии, преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин А.Ю. Соловьев; заведующий кафедрой прикладной лингвистики, заместитель декана педагогического факультета Сегедского университета, Почетный профессор МСПИ С. Тот; заведующий кафедрой психологии искусств и художественного образования Национальной академии искусств Болгарии, Почетный профессор МСПИ П. Цанев. Ведущим пленарной части конференции выступил проректор по научной работе, член-корреспондент МАНПО В.В. Седых.

В рамках первого дня конференции в актовом зале МСПИ прозвучали доклады преподавателей, докторов наук и ведущих профессоров института, ученых и коллег из вузов-партнеров, руководителей магистерских программ МСПИ, в числе которых были:

С.Ю. Сенатор, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии МСПИ, руководитель магистерской программы «Менеджмент в образовании», выступившая с докладом на тему: «Законодательно-правовые основы управления образовательными организациями».

Т.С. Белякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии МСПИ, преподаватель магистерской программы «Менеджмент в образовании», выступившая с докладом на тему: «Актуальные проблемы управления дополнительным образованием», некоторая часть которого соотносилась с содержанием научного проекта РГНФ, поданного ранее на открытый конкурс данного научного фонда.

В.Н. Никитин, доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры практической психологии и арт-терапии МСПИ, руководитель магистерской программы «Практическая психология». Тема выступления: «Роль и значение научных школ практической психологии в подготовке высококвалифицированных специалистов в области психологического консультирования».

А.Ю. Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной дефектологии и логопедии МСПИ, руководитель магистерской программы «Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» с выступлением на тему: «Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы».

О.П. Шушарина, доктор исторических наук, профессор кафедры дошкольной дефектологии и логопедии МСПИ, преподаватель магистерской программы «Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья», доложившая присутствующим коллегам сообщение на тему: «Проектирование и реализация тьюторских программ в специальном образовании».

С.П. Морозова, старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии и логопедии МСПИ, преподаватель магистерской программы «Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья», представитель работодателя, методист образовательного центра г. Москвы №1101. Тема выступления: «Технологии организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Н.С. Алпатова, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», выступившая с докладом на тему: «Особенности социализации детей с нарушениями речи».

А.В. Колосов, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента МСПИ, преподаватель магистерской программы «Социология управления и кадровый менеджмент», выступивший с докладом о «Роли Интернет-технологий в повышении качества образования в российских вузах».

С.Ю. Иванов, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента МСПИ. Тема выступления: «Научная работа студентов как фактор повышения качества высшего образования».

И.В. Белоусов, доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента МСПИ, затронувший в своем выступлении актуальные вопросы «Преподавания истории в вузе в контексте социо-гуманитарного знания в начале XXI века (обусловленность проблемы и специфика периода)».

Каждое выступление докладчика конференции в рамках ее пленарной части сопровождалось вопросами из зала. К дискуссии активно подключились студенты МСПИ, обучающиеся на программах магистратуры и бакалавриата, проявив живой интерес к темам докладчиков.

Последующий второй день работы Международной научно-практической конференции МСПИ «Традиции и новации в высшем образовании России» продолжился уже на факультетах института, в рамках, утвержденных программой, секций.

Всего настоящей конференцией были обозначены семь секций, которые запланировано прошли на четырех факультетах института. На факультете педагогики и психологии МСПИ была работа двух секций:

Секция 1, ауд. №112: «Традиции и инновации в дошкольном и начальном образовании». Ведущая секции: С.Ю. Сенатор, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии МСПИ.

Секция 2, ауд. №119: «Развитие личности в социуме». Ведущая секции: Т.В. Пушкарева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии МСПИ.

На факультете коррекционной педагогики и специальной психологии МСПИ работали:

Секция 3, ауд. №308: «Формирование компетенций бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в области работы с детьми с нарушениями в развитии». Ведущая секции: Ю.Н. Моргунова, заместитель декана факультета коррекционной педагогики и специальной психологии МСПИ.

Секция 4, ауд. №303: «Формирование компетенций бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в области работы с детьми с нарушениями речи». Ведущая секции: Л.В. Суздальцева, старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии и логопедии МСПИ.

На факультете социологии, экономики и управления МСПИ были представлены:

Секция 5, ауд. №117: «Формирование дисфункции социальной и профессиональной мобильности как предпосылки снижения ценности высшего образования в России». Ведущий секции: С.Ю. Иванов, доктор социологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента МСПИ.

На данной секции факультета социологии, экономики и управления МСПИ прозвучали доклады студентов 3-го курса программы магистратуры «Социология управления и кадровый менеджмент»: Е.С. Марцинкевичене (Социальная мобильность в условиях российского кризиса), В.А. Родионовой (Вертикальная мобильность: каналы социальной циркуляции), Я.Д. Зискинд (Социально-профессиональная мобильность в XXI веке); студента 4-го курса бакалавриата О.С. Острова (Формирование профессиональной мобильности в информационном обществе); профессора С.Ю. Иванова (Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы); доцента Моруга А.В. (Предпосылки и последствия социальной деформации системы образования в РФ); старшего преподавателя Д.Н. Кондратьева (Динамика социальной стратификации и социальной мобильности).

Секция 6, ауд. №111: «Вторичная занятость студентов и ее влияние на качество профессиональной подготовки». Ведущий секции: А.В. Колосов, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента МСПИ.

На секции были доклады: доцента А.В. Колосова (Проблема вторичной занятости студентов в России и за рубежом); студентов 3-го курса бакалавриата А.С. Бровина (Вторичная занятость студентов как способ их социальной и профессиональной адаптации), Е.М. Шипилова (Роль Интернет-технологий во вторичной занятости студентов Российских вузов), Н.А. Лагутина (Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий); старшего преподавателя И.С. Ермакова (Проблемы вторичной занятости студентов и стратегии профессионального поведения после окончания вуза); студента 2-го курса программы магистратуры «Социология управления и кадровый менеджмент» И.Ю. Сенешкиной (Исследование вторичной занятости студентов в России на современном этапе); декана Т.В. Михайловой (Влияние вторичной занятости студентов на их успеваемость в вузе).

На факультете практической психологии провели работу следующие секции:

Секция 7, ауд. №411: «Современные подходы в области практической психологии к изучению особенностей личности и в работе с клиентами». Ведущая секции: Н.Э. Матвеева, кандидат психологических наук, профессор кафедры практической психологии и арт-терапии МСПИ.

На прошедшей секции были представлены доклады: В.Ю. Саякина, кандидата психологических наук, доцента кафедры практической психологии и арт-терапии МСПИ; С.В. Трушковой, кандидата психологических наук, профессора кафедры социально-психологической безопасности личности МСПИ; Л.А. Карнацкой, кандидата психологических наук, доцента, и.о. зав. кафедрой социально-психологической безопасности личности МСПИ; студентов программ магистратуры и бакалавриата.

В завершение стоит отметить, что к участию в Международной научно-практической конференции МСПИ «Традиции и новации в высшем образовании России» были приглашены ученые, исследователи, преподаватели высшей школы, методисты, учителя, научные сотрудники, аспиранты, магистранты и студенты гуманитарных и педагогических вузов. Каждый участник конференции по итогам ее работы получил документ, подтверждающий его очное участие: выступающие – диплом участника с темой доклада, присутствующие, в том числе студенты МСПИ, – сертификат участника. По материалам прошедшей в МСПИ конференции планируется к изданию сборник тезисов докладов.

Программа Международной научно-практической конференции МСПИ «Традиции и новации в высшем образовании России» 14-15 декабря 2017 года