Руководство МСПИ на конференции в МГПУ: обсуждаем итоги апробации образовательных программ в рамках проекта по модернизации педагогического образования в России

18 октября 2017 года сразу в нескольких столичных вузах стартовали конференции по подведению итогов апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» по уровням высшего образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с профилями «Педагог начального общего образования», «Педагог-дефектолог» и «Педагог-исследователь (методист)».

В трех педагогических вузах Москвы – МГППУ, МПГУ и МГПУ, во многом являющимися ключевыми драйверами комплексного проекта Министерства образования и науки Российской Федерации по модернизации педагогического образования в России, руководство и научно-педагогическое сообщество высшей школы – ректоры, ученые и практики, преподаватели, методисты, представители органов исполнительной власти всех региональных уровней и специалисты органов образования субъектов Российской Федерации обсудили результаты внедрения новых программ высшего образования подготовки педагогических кадров, затронули вопросы их дальнейшей «жизнеспособности» и последующего масштабирования в пределах всей системы педагогического образования в России.

Комплексный проект Министерства образования и науки Российской Федерации по модернизации педагогического образования реализовывался в соответствии с поручением Президента Российской Федерации об усилении практической подготовки кадров, о независимой оценке квалификаций (Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования от 22 мая 2014 года Пр-1148, п.2), о приведении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов; комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной Правительством Российской Федерации от 28 мая 2014 года №3241 п-П8. Данная программа объединяла основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, которые, в свою очередь, были направлены на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых ранее федеральных программно-целевых документах, а именно – государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»; Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы; концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

Сама же цель масштабного проекта заключалась в модернизации и изменении содержания подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Проект реализовывался в два этапа (I этап – 2014-2015 годы, II этап – 2016-2017 годы). В реализации приняли участие 65 образовательных организаций высшего образования, расположенных в 51 субъекте 8 федеральных округов Российской Федерации.

По итогам четырехлетнего проекта на базе оператора проекта – МГППУ и соисполнителя НИУ ВШЭ был создан Ресурсный центр для оказания экспертно-аналитического сопровождения реализации проектов модернизации педагогического образования на межрегиональном уровне, а также портал сопровождения текущих проектов педагогическоеобразование.рф. 12 вузами-участниками и 32 вузами-соисполнителями были разработаны и апробированы 42 новые профессиональные образовательные программы подготовки педагогических кадров, часть из которых обсуждалась в трех столичных вузах в рамках данных отчетных конференций.

Примечательно, что на протяжении прошедших четырех лет практической работы над проектом всех вузов-участников и организаций-соисполнителей, сложилось сплоченное экспертное сообщество, объединенное одной целью; сформировалось профессиональное мнение о единстве задач в области педагогического образования и реальное предложение о создании на базе вузов-участников проекта Центров непрерывного педагогического образования. В свою очередь, отчетные конференции всероссийского уровня, проводимые наряду с мероприятиями в крупнейших региональных научно-образовательных центрах, стали открытой дискуссионной площадкой.

В МГПУ программа всероссийской конференции на тему: «Обсуждение итогов апробации основных профессиональных образовательных программ по уровням образования магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-исследователь (методист)» включала выступления ключевых спикеров – И.М. Реморенко, ректора МГПУ; Д.Л. Аграната, проректора по учебной работе МГПУ; А.И. Савенкова, член-корреспондента РАО, директора института педагогики и психологии МГПУ; Е.Ф. Рачевского, народного учителя России, директора общеобразовательного учреждения «Школа №548 «Царицыно»; Н.В. Чекалевой, член-корреспондента РАО, директора института инновационного и инклюзивного образования МГПУ; М.В. Воропаева, профессора, заместителя директора по научной работе института педагогики и психологии МГПУ.

В числе участников мероприятия были представители региональных вузов-соисполнителей проекта, в том числе Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева в лице Ю.Ю. Бочаровой, заместителя проректора по учебно-методической работе. Среди лично приглашенных ректором МГПУ на пленарное заседание – Д.А. Мельников, ректор МСПИ, академик МАНИПТ. В конференции и работе секций также приняли активное участие В.Ю. Саякин, проректор по контролю качества и молодежной политике МСПИ; В.В. Седых, проректор по научной работе МСПИ; деканы факультетов – А.Ю. Прокопенко, Н.Н. Кузьминов, Н.Э. Матвеева, Т.В. Михайлова и преподаватели МСПИ.

Озвученные на секциях экспертами МГПУ подходы (компетентностный, методологический и технологический) к проектированию содержания образовательных программ магистратуры, а также модели их последующего внедрения, апробации и анализа полученных результатов, позволили преподавателям МСПИ отметить для себя важные составляющие дальнейшей разработки программ магистратуры в МСПИ в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; учесть обязательную процедуру независимой оценки профессиональных компетенций выпускников.