МСПИ на V Московском международном салоне образования
18 апреля 2018 года в 75 павильоне ВДНХ для москвичей и гостей столицы открылся Московский международный салон образования (ММСО-2018).
ММСО – крупнейшее мероприятие в сфере образования России, ежегодно проходящее под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации с участием всех, без исключения, ведущих российских образовательных организаций, передовых IT-компаний социальной сферы, крупнейших венчурных компаний, активно продвигающих образовательные стартапы, инвестиционных фондов, содействующих внедрению передовых научных проектов – вот уже в пятый раз широко демонстрирует своим участникам самую масштабную в стране выставку новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений.
В концептуальную основу работы Салона положена модель развития диалога образовательного и экспертного сообществ, государственных институтов и бизнеса по актуальным вопросам настоящего и будущего мировой системы образования. Салон является инновационной площадкой для привлечения внимания российского и иностранного бизнеса к участию в российском образовательном процессе, в том числе в форме государственно-частного партнерства.
В этом году название программы Салона – «Новая экосистема образования» – сделала акцент на развитии коммуникации всех участников образовательного процесса в России и за рубежом, а ее концепция была сформирована с учетом интересов всех сообществ и групп, включенных сегодня в образовательный процесс: от ректоров вузов, психологов дошкольных учреждений до руководителей образовательных стартапов, детей и родителей.
Программа Салона 2018 года была разделена на кластеры, охватывающие все уровни и сферы системы российского образования – от дошкольного до среднего профессионального и высшего, а сами кластеры, в свою очередь, были организованы по принципу форума: в центре внимания – площадка для дискуссий, которую окружали тематические экспозиции. Участие в форумах и панельных дискуссиях тематических кластеров давало возможность всем присутствующим не только внимательно выслушать спикеров и экспертов, но и донести свою профессиональную точку зрения, тем самым, расширить границы обсуждаемого.
Московский социально-педагогический институт в этом году на V Московском международном салоне образования представляли ректор МСПИ, академик МАНИПТ Д.А. Мельников, проректор по научной работе МСПИ В.В. Седых, студенты и преподаватели факультетов.
Руководство МСПИ в первый день работы Салона посетило одно из ключевых мероприятий – совместный форум Министерства образования и науки Российской Федерации и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании: «Цель устойчивого развития 4: глобальный диалог по вопросам применения ИКТ в образовании».
Данный форум был организован при содействии Международного департамента Минобрнауки России и ИИТО ЮНЕСКО. Модератором выступил российский журналист и телеведущий, общественный деятель С.Б. Брилев. В число ведущих спикеров были приглашены: заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец; Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева; заместитель Министра образования и науки Российской Федерации П.С. Зенькович; руководитель отдела по ИКТ в образовании сектора образования ЮНЕСКО Фенгчунь Миао и другие.
Название форума отражало глобальную образовательную повестку ЮНЕСКО в соответствии с положениями Инчхонской декларации «Образование-2030: обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования, и обучения на протяжении всей жизни», Рамочной программы действий «Образование-2030», а также положений Рекомендации о развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение (2004 г.) и Рекомендации об обучении и образовании взрослых (2015 г.). Развитие именно этой темы на прошедшем Министерском форуме имело важнейшее значение для понимания роли образования в обеспечении качественного образования для каждого ребенка, молодого человека и взрослого не только в нашей стране, но и мире. Рассматривая современные информационно-коммуникационные технологии в образовании через призму концепции «мира без границ» ЮНЕСКО убеждена, что для создания инклюзивных обществ, основанных на знаниях, образование должно опираться на самые современные технологии.
Министерский форум позволил обсудить важнейшие вызовы, возникающие на пути развития современного образования с точки зрения использования многообразных возможностей существующих и разрабатываемых информационно-коммуникационных технологий и инновационных педагогических методов, основанных на применении ИКТ. Глобальный диалог экспертов и спикеров о роли ИКТ в достижении цели устойчивого развития, декларируемой в повестке настоящего форума, позволил лучше понять роль и значение ИКТ как мощного и эффективного инструмента реформирования национальных и региональных систем образования, изменения форм организации и содержания учебного процесса, повышения эффективности систем профессионального развития работников сферы образования, а также выработать рекомендации по использованию инновационных технологий для улучшения качества образования в мире.
В работе Министерского форума приняли участие министры образования Республики Корея, Монголии, Бурунди, Палестины, Бутана и других стран-членов ЮНЕСКО.
Во второй половине первого дня работы Московского международного салона образования ректор МСПИ, академик МАНИПТ Д.А. Мельников принял участие в панельной дискуссии «Эволюция частного образования в Российской Федерации». Модератором экспертной встречи выступил заведующий лабораторией НИУ ВШЭ, обозреватель ИД «Комсомольская правда» А.Б. Милкус. Приглашенные спикеры: ректор Институт иностранных языков, кандидат химических наук Э.Ф. Володарская; профессор кафедры философии политики и права МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук В.Н. Расторгуев; ректор Российского нового университета, доктор технических наук В.А. Зернов; директор Ассоциации некоммерческих образовательных организаций России, академик РАЕН, доктор педагогических наук А.Н. Моисеев; руководитель объединенного экзаменационного центра Кембриджского университета в Российской Федерации А.А. Володарский; президент АсНООР, доктор педагогических наук А.Л. Вильсон и другие.
Наряду с безусловными достижениями российского частного образования существует целый ряд проблем, без решения которых невозможно дальнейшее существование и тем более развитие данного сектора. Прошедшая экспертная дискуссия была призвана привлечь внимание профессиональной общественности, власти и общества в целом к дискриминационной политике в отношении частных образовательных организаций различного уровня, познакомить с принципиальными различиями частного и государственного образования.
Одна из главных целей панельной дискуссии «Эволюция частного образования в Российской Федерации» была заключена в поиске возможности для конструктивного диалога власти с представителями частного образовательного сектора, который играет социально значимую роль в условиях устойчивого спроса на образование, а также создать комиссию по изучению и решению проблем частных организаций и учреждений при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Подводя краткие итоги работы первого дня работы V Московского международного салона образования, можно с уверенностью сказать, что за пять лет своего существования ММСО накопил колоссальный опыт и экспертизу международного уровня в области образования, готовые к дальнейшему продвижению в регионы России. Опыт Салона и всех людей, принимающих ежегодное участие в нем, положен в основу стратегии регионального развития выставочно-конгрессной деятельности в области образования, охватывающей все профессиональное сообщество России.