Открытое занятие по дисциплине «Методика развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»

В апреле 2023 года старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии и логопедии А.Г. Селюков провёл для студентов 3 курса открытое занятие по дисциплине «Методика развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения», которое было посвящено использованию мозаики при коррекции зрительного восприятия. На занятии студенты узнали, как формировать перцептивные действия в процессе предметно-практической деятельности, используя при этом наглядно-действенную методику «Мозаика». Студенты познакомились с последовательностью работы с мозаикой.

  1. Ознакомление ребёнка с элементами мозаики.
  2. Обучение выделению единого признака, по которому сгруппированы фигуры.
  3. Обучение ребёнка анализу изображения и составлению из элементов мозаики простые изображения по образцу.
  4. Обучение ребёнка поиску закономерности расположения элементов мозаики на игровом поле и недостающего элемента.
  5. Обучение анализу и синтезу простых и сложных по структуре и числу элементов изображений.
  6. Обучение ребёнка анализу и составлению по образцу нескольких изображений средней степени сложности на одном игровом поле. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
  7. Обучение опознанию неполного изображения и воссозданию его до целого.
  8. Обучение ребёнка достраиванию симметричных изображений до целого с использованием в качестве образца собранной части изображения.
  9. Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
  10. Обучение ребёнка составлению изображения по словесной инструкции.

После рассмотрения последовательности работы с «Мозаикой» была проведена деловая игра, направленная на закрепление теоретических знаний в практической деятельности. Студенты разделились по подгруппам: один студент в подгруппе исполнял роль тифлопедагога, другой – ребёнка с нарушением зрения. Для развития понимания у студентов зрительных возможностей у детей с нарушением зрения были использованы очки, которые позволяют моделировать эффект зрительного нарушения, поэтому каждый студент, побывавший в роли ребёнка, был в таких очках.

Студенты проводили упражнения по сбору мозаики по двум направлениям:

  1. Обучение ребёнка анализу изображения и составлению из элементов мозаики простых изображений по образцу.
  2. Развитие зрительной памяти.

Каждый студент побывал сначала в роли ребёнка, а потом в роли педагога, поделился своими впечатлениями о зрительных возможностях, которые у него были, о трудностях взаимодействия педагога с ребёнком. Занятие является одним из элементов в комплексе практических занятий, направленных на максимально практико-ориентированное обучение в рамках деятельностного подхода к педагогике высшей школы.