Открытое занятие по дисциплине «Методика развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»
В апреле 2023 года старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии и логопедии А.Г. Селюков провёл для студентов 3 курса открытое занятие по дисциплине «Методика развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения», которое было посвящено использованию мозаики при коррекции зрительного восприятия. На занятии студенты узнали, как формировать перцептивные действия в процессе предметно-практической деятельности, используя при этом наглядно-действенную методику «Мозаика». Студенты познакомились с последовательностью работы с мозаикой.
- Ознакомление ребёнка с элементами мозаики.
- Обучение выделению единого признака, по которому сгруппированы фигуры.
- Обучение ребёнка анализу изображения и составлению из элементов мозаики простые изображения по образцу.
- Обучение ребёнка поиску закономерности расположения элементов мозаики на игровом поле и недостающего элемента.
- Обучение анализу и синтезу простых и сложных по структуре и числу элементов изображений.
- Обучение ребёнка анализу и составлению по образцу нескольких изображений средней степени сложности на одном игровом поле. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
- Обучение опознанию неполного изображения и воссозданию его до целого.
- Обучение ребёнка достраиванию симметричных изображений до целого с использованием в качестве образца собранной части изображения.
- Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
- Обучение ребёнка составлению изображения по словесной инструкции.
После рассмотрения последовательности работы с «Мозаикой» была проведена деловая игра, направленная на закрепление теоретических знаний в практической деятельности. Студенты разделились по подгруппам: один студент в подгруппе исполнял роль тифлопедагога, другой – ребёнка с нарушением зрения. Для развития понимания у студентов зрительных возможностей у детей с нарушением зрения были использованы очки, которые позволяют моделировать эффект зрительного нарушения, поэтому каждый студент, побывавший в роли ребёнка, был в таких очках.
Студенты проводили упражнения по сбору мозаики по двум направлениям:
- Обучение ребёнка анализу изображения и составлению из элементов мозаики простых изображений по образцу.
- Развитие зрительной памяти.
Каждый студент побывал сначала в роли ребёнка, а потом в роли педагога, поделился своими впечатлениями о зрительных возможностях, которые у него были, о трудностях взаимодействия педагога с ребёнком. Занятие является одним из элементов в комплексе практических занятий, направленных на максимально практико-ориентированное обучение в рамках деятельностного подхода к педагогике высшей школы.