Ректор МСПИ Д.А. Мельников на Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского»
13-14 марта 2023 года в Российской академии образования (РАО) проходила Международная конференция «Научное наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского». В мероприятии приняли участие: первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию, академик РАО О.Н. Смолин; президент Российской академии образования О.Ю. Васильева; председатель Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова; заместитель министра науки и высшего образования О.В. Петрова. Московский социально-педагогический институт на мероприятии представлял ректор Д.А. Мельников.
Конференция направлена на привлечение отечественных и зарубежных исследователей, работающих в области наук об образовании, к обсуждению научного наследия великого русского педагога К. Д. Ушинского. Цель конференции: актуализация научно-педагогического наследия К.Д. Ушинского, идей его научной школы педагогики в России, духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, методики обучения русскому языку».
2023 г. – юбилейный год: 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского. Педагог, идеи которого и сегодня изучают в профильных вузах, считал, что основа воспитания – труд. Образование должно учитывать своеобразие каждого народа, его традиции, географию, исторические особенности и родной язык. Теории обязательно должна сопутствовать практика. Воспитание нравственности он считал важнее, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Почему идеи К.Д. Ушинского не устаревают, какова их роль в современной школе и какие практики сегодня наиболее актуальны? Эти темы обсудили на открытии конференции.
Пленарное заседание под председательством президента Российской академии образования, академика РАО О.Ю. Васильевой открыл первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию, академик РАО О.Н. Смолин. В своём выступлении он отметил, что именно на целостное развитие личности, о котором говорил К.Д. Ушинский, нужно ориентироваться в вопросах воспитания.
Президент РАО О.Ю. Васильева отметила: «В своих наставлениях педагогам К.Д. Ушинский подчёркивал важность готовности школы и учителя к современным вызовам. Соответствие образования сегодняшнему дню становится у него принципиальным требованием к деятельности школы, а современность подготовки и взглядов учителя – ключевым условием выполнения им не только профессионального долга, но и нравственного, гражданско-патриотического служения на благо Отечества».
Важным знаком признания значимости профессии педагога стал Указ президента РФ об объявлении 2023 г. Годом педагога и наставника, и эта международная конференция, приуроченная юбилею К.Д. Ушинского, – одно из многочисленных мероприятий, вошедших в программу этого года. «Это мероприятие одним из первых открывает Год педагога и наставника, позволяет осознать и переосмыслить всё величие трудов великого русского педагога К.Д. Ушинского, основоположника подходов, позволяющих превратить педагогику в воспитательную и наставническую компоненту», – сказала заместитель министра науки и высшего образования РФ О.В. Петрова.
«Конференция – одно из важнейших мероприятий для двух юбилеев этого года – 200-летия со дня рождения К.Д. Ушинского и 80-летия со дня образования РАО. В Год педагога и наставника мы делаем акцент на престиже профессии учителя и привлечении в неё талантливой творческой молодёжи с опорой на наследие К.Д. Ушинского, который одним из первых обратил внимание на роль воспитания, наставничества в профессии учителя и который считал, что цель этой профессии – зажечь в человеке «жажду серьёзного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой», – подчеркнула председатель Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова. «Константин Дмитриевич не раз подчёркивал важность гуманитарного образования, говорил о необходимости сделать в школе главными предметами русский язык, русскую географию, русскую историю», – рассказала Лилия Салаватовна. Она подчеркнула, что эти вопросы и сегодня рассматриваются на государственном уровне.
Русский педагог-демократ, основоположник русской педагогики в России К.Д. Ушинский – выпускник юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. «Л.Н. Модзалевский первым указал место К.Д. Ушинского в истории России: «К.Д. Ушинский – это наш действительно русский педагог, точно так же, как М.В. Ломоносов – наш русский учёный, А.В. Суворов – наш русский полководец, А.С. Пушкин – наш русский поэт, М.И. Глинка – наш русский композитор», – передал слова президента Российского союза ректоров, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничего декан юридического факультета А.К. Голиченков.
В программе конференции было предусмотрено проведение пленарного заседания, работа секций, круглых столов в смешанном формате на базе Российской академии образования, организаций-партнёров и в режиме онлайн на базе региональных научных и научных центров РАО в субъектах РФ. В ходе конференции были представлены результаты научных исследований ведущих специалистов в области педагогики и психологии образования:
- Педагогическая антропология К.Д. Ушинского и современность.
- К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях».
- Педагогическая компаративистика в наследии К. Д. Ушинского и задачи современной сравнительной педагогики.
- Педагогическая и психологическая диагностика в современном образовании.
- К.Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России о её предмете, основных закономерностях и принципах. Методологические и теоретические проблемы современной российской педагогики.
- К.Д. Ушинский о подготовке педагогов и современное педагогическое образование.
- Искусство воспитания в наследии К.Д. Ушинского и современные проблемы теории и методики воспитательной работы.
- Наследие К. Д. Ушинского и современная дидактика.
- «Родное слово». К.Д. Ушинский как основатель методики обучения русскому языку и современные проблемы методики преподавания филологических дисциплин.
- К. Д. Ушинский «О пользе педагогической литературы». Теория школьного/университетского учебника и современная образовательная практика.
В завершение официальной части президент Российской академии образования О.Ю. Васильева пригласила представителей студенчества из разных вузов поделиться своими мнениями о том, как должна выглядеть педагогика в современных школах, и применимы ли к ней, на их взгляд, идеи К.Д. Ушинского.
В пленарном заседании Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского» приняли участие в смешанном формате более 300 научно-педагогических работников и более 80 студентов.