Ректор МСПИ Д.А. Мельников в Государственной Думе на больших парламентских слушаниях по вопросам развития системы высшего образования
27 июня 2022 года в Государственной Думе под председательством Вячеслава Володина прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в РФ. В дискуссии приняли участие Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты, лидеры фракций. Московский социально-педагогический институт на парламентских слушаниях представляли ректор Д.А. Мельников и проректор Г.А. Калачева.
В ходе дискуссий выступающие обсуждали вопросы новой системы высшей школы, говорили о том, что необходимо сохранить уже имеющиеся полезные наработки и поставить в качестве цели решение национальных задач и качественную подготовку студентов. Были определены способы достижения этих целей:
- увеличение доли программ специалитета в вузах, особенно по приоритетным направлениям подготовки;
- запрет на поступление в магистратуру, профиль которой не соответствует профилю предыдущей ступени образования;
- обеспечение возможности для выпускников специалитета и бакалавриата претендовать на бюджетные места в магистратуре.
В рамках слушаний Валерий Фальков сформулировал основные принципы, на которых должна базироваться новая система:
- открытость - совершенствование системы не означает, что она станет изолированной, а, наоборот, подразумевает расширение международных связей со всеми, кто в этом заинтересован, и продвижение российской высшей школы за рубежом;
- правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки - без первой составляющей высшее образование превращается в «подготовку исполнителей и потребителей» - тех, кто может пользоваться лишь готовыми решениями;
- практичность - студентам нужно передавать не только знания, но и умения, востребованные обществом и рынком труда, особенно это актуально для цифровых компетенций;
- направленность всей системы на удовлетворение интересов страны, прежде всего - технологического суверенитета;
- совершенствование воспитательной работы, направленной на воспитание уважения у молодёжи к истории родной страны, культуре и традициям её народов;
- гибкость - запрос на неё одновременно исходит от работодателей и молодёжи, так как первые не видят смысла два года учить некоторых специалистов в магистратуре, а вторые хотят получать индивидуальные образовательные маршруты.
Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на слушаниях отметил, что во многих областях знаний получение квалификации магистра за два года без соответствующей базы привело к ухудшению качества образования.
Также он предложил рассмотреть несколько траекторий развития высшего образования в России.
Первая - специалитет на 5-6 лет с получением одной или двух квалификаций. Этот вариант он считает приоритетным: так надо готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей.
Вторая - бакалавр + магистр по интегрированным специальностям: это целесообразно также для наукоёмких, высокотехнологичных направлений подготовки. Вариант предполагает возможность выхода с траектории после диплома бакалавра, однако статистика МГУ показывает, что 90 % выпускников предпочитают именно эту модель, тем самым вариант прошёл проверку временем, добавил Виктор Садовничий.
Третья - оставить доминирующую сейчас модель бакалавриата в 4 года с отдельными правилами приёма: она преимущественно нужна для иностранных граждан. «Конечно, не должны быть ущемлены права тех, кто сейчас учится», - заключил Виктор Садовничий.
Председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев назвал ключевой фигурой в системе образования преподавателя. По его словам, следует обеспечить педагогам достойное финансовое вознаграждение.
Дискуссия не обошлась без вопросов об онлайн-обучении. Быть или не быть дистанционному образованию? Председатель ГД обратил внимание на то, что «диванное образование в сфере подготовки врачей, лётчиков, инженеров может привести к плохим последствиям». С этим утверждением согласился Валерий Фальков: «Практическая, проектная деятельность - её, как ни пытайся, не организуешь удалённо».
Озабоченность этим разделил и ректор МГУ: «Очные занятия в присутствии руководителя, создание научных школ, чем была богата наша страна, - это наше будущее. И конечно, никакие дистанционные формы этого не заменят».
На парламентских слушаниях прозвучало немало предложений, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие отечественной высшей школы. В частности, в своём заключительном слове Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сказал о поддержке негосударственных вузов, которые, по его словам, «выполняют важную задачу на постсоветском пространстве». «Министерство готово обсуждать вопросы поддержки негосударственных вузов, ресурсы для этого мы всегда найдём, потому что это общее благое дело», - заверил Министр. Все эти предложения будут обсуждаться в Министерстве науки и высшего образования РФ и профильном думском комитете. В ближайшее время, по словам Валерия Фалькова, будет представлен комплекс мер по созданию новой системы высшего образования России.
Прошедшие парламентские слушания, безусловно, будут способствовать поиску пути совершенствования подготовки студентов в новых условиях, когда принципы Болонской системы уступают место национальным интересам.