Всероссийское совещание с ректорами «Совершенствование государственной регламентации образовательной деятельности»
Делегация Московского социально-педагогического института в составе ректора Мельникова Дмитрия Алексеевича, проректоров Калачевой Галины Анатольевны, Саякина Вадима Юрьевича приняли участие в работе Всероссийского совещания «Совершенствование государственной регламентации образовательной деятельности», которое проходило на площадке Санкт-Петербургского государственного университета 5-6 декабря 2019 г. В рамках программы совещания была запланирована работа в тематических секциях, на которых рассматривались вопросы государственной регламентации образовательной деятельности в системе высшего образования, в системе среднего профессионального образования, а также в системе дополнительного образования.
В работе совещания приняли участие представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, руководители образовательных организаций.
На совещании обсуждались вопросы государственной регламентации образовательной деятельности в системе образования, особое внимание было уделено лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, контролю (надзору) за соблюдением образовательными организациями законодательства в сфере образования. Программа первого дня мероприятия включала в себя импульсные доклады представителей Рособрнадзора и Росаккредагентства, а также совещание руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова с ректорами вузов.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова рассказала об изменениях в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, принятых в 2019 году. Эти изменения касаются, в частности, уменьшения перечня документов для прохождения госаккредитации, увеличения доли документов, используемых при аккредитации, которые достаточно разместить в открытом доступе на сайте образовательной организации без предоставления их в Рособрнадзор в бумажной форме. Также принятые изменения конкретизируют квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, предусматривают использование результатов независимой оценки качества образования для получения госаккредитации. Для образовательных организаций установлена возможность устранения выявленных в ходе государственной аккредитации несоответствий требованиям ФГОС. Принятые изменения призваны сократить нагрузку на образовательные организации при прохождении процедуры госаккредитации.
В своем докладе начальник управления Рособрнадзора Дарья Аксенова обратила внимание на необходимость перехода от формальных процедур контроля, когда проверяются данные на бумаге, к реальной оценке знаний, смещению акцентов от проверок и наказаний по фактам выявленных нарушений к проведению мониторингов и выработке рекомендаций по развитию, реализации мер профилактики нарушений, дифференциации подходов к регламентации контрольно-надзорной деятельности по видам и уровням образования, привлечению к мониторингам высшего и среднего специального образования представителей работодателей.
По словам Дарьи Аксеновой, «регуляторная гильотина» будет иметь два направления: модернизация процедур государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирования, государственной аккредитации, федерального государственного контроля качества образования и надзора в сфере образования) и актуализация лицензионных требований к образовательной деятельности с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.
В рассматриваемой новой модели разрешительной процедурой может остаться только лицензирование образовательной деятельности без государственной аккредитации, а государственный контроль и надзор в своем нынешнем виде трансформируется в единый вид контроля и надзора, который будет включать в себя как контроль соблюдения требований законодательства, так и контроль качества образования.
Дарья Аксенова отметила, что модель «регуляторной гильотины» строится на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию. При этом должны быть упразднены избыточные выездные контрольно-надзорные мероприятия, такие как выездные документарные проверки и экспертиза с выездом при проведении госаккредитации.
При выборе контрольно-надзорных мероприятий должен применяться риск-ориентированный подход, при котором образовательные организации будут подвергаться постоянному мониторингу в целях отнесения к одной из четырех категорий риска: низкий риск, умеренный риск (плановый контроль раз в 2-6 лет), значительный риск (плановый контроль раз в 1-4 года) и чрезвычайно высокий риск (плановый контроль 1-2 раза в год).
«Это первые подходы к новой модели контрольно-надзорной деятельности, они дискуссионные, в них пока заложены определенные развилки, различные пути решения имеющихся проблем. Часть из этих путей может оказаться непригодной, поэтому сейчас нам важно собрать все мнения», - подчеркнула Дарья Аксенова.
6 декабря на пленарном заседании с докладами выступили руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Также среди выступивших были представители Минобрнауки и Минпросвещения России, Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России, Санкт-Петербургского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, Российской ассоциации бизнес-образования.
Выступая на совещании с докладом «Регламентация образовательной деятельности», ректор РосНОУ, председатель совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России Владимир Зернов рассказал о механизме «регуляторной гильотины» в системе образования и реформировании подходов к оценке качества деятельности образовательных организаций: «Концепция реформирования предполагает подтверждение качества деятельности образовательной организации путем успешного прохождения профессионально-общественной аккредитации, устранение дублирования и избыточности проверок, переход от формальной к содержательной оценке качества образования, а от системы наказания за нарушения – к их профилактике и поддержке образовательных организаций. Также необходимо обеспечить доступность информации об образовательной организации, проведение независимой оценки освоенных обучающимися компетенций и привлечение к экспертизе образовательных программ ведущих специалистов профессионального сообщества».
Смещение акцентов от проверки формальных показателей к проверке качества подготовки студентов, от наказания за нарушения к их профилактике, дифференциация механизмов контроля в зависимости от уровней образования, риск-ориентированный подход при проведении проверок, усиление роли профессионального сообщества и работодателей в оценке работы вузов - основные принципы, которые должны лечь в основу новой модели регламентации образовательной деятельности, рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Новая модель должна прийти на смену действующей системе с 2021 года в рамках так называемой «регуляторной гильотины».
«По действующему законодательству, мы проверяем программы на соответствие стандартам. Мы проверяем «бумагу». И очевидно, что это не настолько эффективно, чтобы понять, какое действительно качество подготовки обучающихся в том или ином вузе», – сказал Сергей Кравцов.
По его словам, такая система контроля сыграла свою роль и позволила очистить образовательный рынок от вузов, занимавшихся профанацией образования и торговлей дипломами. «За шесть лет практически все вузы прошли через эти проверки. Дальше нужно что-то менять. Мы должны уйти от выездных документарных проверок и перейти к проверке знаний, проверке качества образования», – заявил руководитель Рособрнадзора.
По словам Сергея Кравцова, нужно изменить практику запретов приема, приостановки и лишения вузов госаккредитации, так как от подобных мер страдают студенты. «Мы должны уйти от воздействия на образовательную организацию в целом и перейти на точечное воздействие на лиц, допустивших ту или иную ситуацию», – заявил он.
Глава Рособрнадзора рассказал, что рассматривается возможность отказа от процедуры госаккредитации и перенос части аккредитационных требований в систему лицензирования вузов.
Также, по его словам, необходимы разные подходы к проверкам и оценке вузов, школ, детских садов, организаций СПО, так как у них разные задачи. «Нужно определить подходы с учетом специфики разных уровней образования», – заявил Сергей Кравцов.
«Уверен, что реализация этих подходов позволит вывести нашу систему образования на новый уровень, но делать это мы должны совместно», – обратился Сергей Кравцов к ректорам.
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий в своем выступлении призвал к осторожности при реализации планируемых преобразований и их всестороннему обсуждению с профессиональным сообществом: «Нужны эволюционные изменения, надо все глубоко обдумать и прийти к консенсусу», - сказал он. Виктор Садовничий предложил создать Национальный совет по совершенствованию аккредитации и регламентации образовательной деятельности. Он подчеркнул, что при совершенствовании процедуры не должно быть нарушено единство образовательного пространства, а новая модель должна учитывать особенности разных вузов.
Директор Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России Надежда Машкова рассказала о базовых принципах, заложенных в проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
«Рособрнадзор сделал большой шаг, чтобы сделать эти подходы понятными и разделяемыми. То, что вы предлагаете сейчас как формы реагирования на возможные риски, мы полностью поддерживаем», – заявила она.
Участники совещания обсудили различные аспекты регламентации деятельности вузов, организаций СПО и дополнительного образования, выразив уверенность, что реализации новых подходов к оценке образовательной деятельности позволит вывести нашу систему образования на более высокий уровень. Встречи в подобном формате было предложено сделать регулярными.