150-летие великого композитора Сергея Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов – композитор, выдающийся пианист-виртуоз, дирижёр, он ещё при жизни стал классиком, одним из крупнейших музыкантов рубежа XIX-XX веков, символом русской музыки во всём мире.

Сергей Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. Рос в музыкальной семье. С юных лет начал учиться музыке, в 1882 году поступил в Петербургскую консерваторию. Позже стал студентом Московской консерватории, где его заметил Петр Ильич Чайковский. Знаменитый композитор  внимательно следил за  успехами С. В. Рахманинова.

Среди произведений, написанных в годы учёбы, – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (первая редакция, 1891), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (1991).

В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году – как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» (1892) по поэме Александра Пушкина «Цыганы». Опера получила наивысшую оценку, автор создал её менее, чем за 20 дней. В 1893 году она была поставлена в Большом театре.

С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста.

Среди его произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия «Утёс» (1893), «Музыкальные моменты» для фортепиано (1896) и ряд романсов. Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году было создано Элегическое трио «Памяти великого художника».

В 1895 году Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой в 1897 году обернулась крупным провалом. Сильное потрясение привело Рахманинова к творческому кризису. На несколько лет он отошёл от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности.

В 1897-1898 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, тогда же началась его международная исполнительская карьера. Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.

В 1898–1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с Фёдором Шаляпиным.

К началу 1900-х годов Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Первые крупные произведения этого периода – Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901) и Соната для виолончели и фортепиано (1901). Радостным, весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» (1902) на стихи Н.А. Некрасова.

В 1904-1906 годах Рахманинов работал дирижёром в Большом театре, где его «специальностью» были оперы русских композиторов XIX века. Тогда же он написал две одноактные оперы – «Франческа да Римини» (1904) на либретто Модеста Чайковского по Данте Алигьери и «Скупой рыцарь» (1904) по А.С. Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 году в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода – «Монна Ванна» по одноимённой пьесе Мориса Метерлинка осталась неоконченной.

Крупные инструментальные опусы 1900-х годов – Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909). Мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мёртвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.

С 1906 года три зимы Рахманинов провёл в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижёр. В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910-1911 годах играл в Англии и Германии.

В 1910-х годах Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его богослужебные композиции – Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра.

Богато и разнообразно представлены в его творчестве 1900-1910-х годов малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Екатерины Бекетовой, «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной, «Маргаритки» на слова Игоря Северянина и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе две тетради прелюдий и две тетради «Этюдов-картин»).

В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьёй поселился в США, где добился огромного успеха.

1926 году он закончил Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х годов). Затем появились «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935–1936) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.

В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.

Интересные факты из жизни композитора:

Личный рекорд композитора – охват в 12 белых клавиш. Такого мастерства он достиг благодаря строению пальцев.

При жизни запатентовал изобретение – грелку-муфту – инструмент для согревания рук перед выступлением.

Тщательно ухаживал за руками. Некоторые отмечали, что у него были очень красивые и ухоженные руки.

Обладал феноменальной памятью и мог воспроизвести любое произведения после одного прослушивания.

Не любил внимание со стороны прессы, журналистов и фотографов, и активно избегал встреч с ними. Был прецедент, когда композитор жил в железнодорожном вагоне вместо гостиницы, чтобы избежать навязчивого внимания папарацци.

Сам о себе Рахманинов говорил, что он музыкант на 85%, а остальные 15 – это человек.

Имея приличный доход, композитор всегда выглядел скромно и не носил дорогой одежды. Зато имел личный автопарк.

При жизни в Америке принципиально окружал себя русским обществом и русской атрибутикой. Даже слуги в его доме были русскими.

Очень любил церковное и цыганское пение.

Памятники С. Рахманинову установлены в Тамбове, Великом Новгороде и Москве.

В честь Рахманинова названы улицы в таких городах, как: Киев, Сочи, Пенза, Краснодар, в районе Бронкс (Нью-Йорк).

Существует международная премия имени Сергея Рахманинова.

Его именем назван кратер на Меркурии.

Мосту через реку Волхов на федеральной трассе М-11 в Новгородской области присвоили название в честь композитора Сергея Рахманинова, чья усадьба располагалась неподалеку от трассы.

Имя Рахманинова носит Ростовская Государственная консерватория, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт и Рахманиновский зал Московской консерватории.