МСПИ на Международной конференции EEIA-2018 Института стратегии развития образования РАО: говорим об образовательном пространстве в информационную эпоху
5 и 6 июня 2018 года в стенах одного из ведущих и старейших научных институтов Российской академии образования – Института стратегии развития образования прошла Международная конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2018)).
Глобальное по территориальному признаку и масштабное по специфике содержания обсуждаемых вопросов научное мероприятие вот уже во второй раз объединяет вокруг себя не только научно-педагогическое сообщество России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья; экспертов аналитических центров, управленцев системы образования, ученых, исследователей, педагогов и всех тех профессионалов педагогической науки, которые на практике всесторонне расширяют границы образовательного пространства, формируя современный облик глобального образования и интернационализируя социокультурные ценности мирового общества.
Основная тема международной конференции – образование в информационную эпоху, основные вопросы – каким должно быть образование в современных условиях и как рационально трансформировать привычные всем образовательные пространства в информационную эпоху?
Двухдневная Международная конференция была проведена в рамках научно-исследовательского проекта, выполняемого научным коллективом института РАО по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации, совместно с Институтом по информационным технологиям в образовании ЮНЕСКО Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и под руководством ученых кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию Института стратегии развития образования РАО.
Организационно-программный комитет международной конференции был широко представлен известными учеными и исследователями в области педагогики, психологии и философии, развития современных систем образования в мире; ведущими экспертами и аналитиками, руководителями крупных научных учреждений, ассоциаций и образовательных организаций России, Казахстана, Армении, Китая, Болгарии, Венгрии, Финляндии, в числе которых:
С.В. Иванова, член-корреспондент РАО, д-р филос. наук, профессор, директор Института стратегии развития образования РАО, председатель Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, председатель организационно-программного комитета, Москва, Россия;
Тао Чжань, доктор наук, профессор математики, директор Института по информационным технологиям в образовании ЮНЕСКО;
А.К. Кусаинов, д-р пед. наук, профессор, иностранный член РАО, президент Академии педагогических наук, главный редактор журнала «Вестник АПН Казахстана», Астана, Казахстан;
Р.М. Асадуллин, д-р пед. наук, профессор, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Уфа, Россия;
А.А. Симонова, д-р пед. наук, профессор, ректор Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, Россия;
М.А. Галагузова, д-р пед. наук, профессор Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, Россия;
И.М. Елкина, канд. пед. наук, заведующая центром научной информации и международного сотрудничества Института стратегии развития образования РАО, Москва, Россия;
О.Т. Лойко, д-р филос. наук, профессор Томского политехнического национального исследовательского университета, Томск, Россия;
М.А. Лукацкий, член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор, заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, главный редактор журнала «Известия РАО», Москва, Россия;
Н.В. Наливайко, д-р филос. наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета, главный редактор журнала «Философия образования», Новосибирск, Россия;
Г.В. Сорина, д-р филос. наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия;
Н.Л. Смакотина, д-р социол. наук, профессор, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия;
Л.Л. Супрунова, д-р пед. наук, профессор Пятигорского государственного университета, Пятигорск, Россия;
В.Г. Тунян, д-р ист. наук, профессор Ереванского государственного университета, Ереван, Армения;
Sing Kai Lo, Vice-President (Post-Graduate Studies), Professor, University of Education, Гонконг, КНР;
J. Hautamaki, Dr., Professor, University of Helsinki, Хельсинки, Финляндия.
В Президиум Международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» также вошли научные сотрудники института РАО: В.В. Сериков, член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор, заместитель директора по научной работе; М.Л. Пустыльник, канд. хим. наук, заместитель директора по инновационной деятельности; И.М. Логвинова, канд. пед. наук, доцент, заместитель директора по образовательной деятельности – руководитель центра дополнительного профессионального образования и другие.
Среди присутствующих в большом зале заседаний Института стратегии развития образования РАО были представители, ведущие научные и педагогические работники ряда крупных столичных вузов и государственных академий, а именно: МГУ имени М.В. Ломоносова, МГПУ, Института художественного образования и культурологии РАО и многих других. МСПИ представляли Д.А. Мельников, ректор, академик МАНИПТ; В.В. Седых, проректор по научной работе, член-корреспондент МАНПО; В.Н. Никитин, д-р филос. наук, канд. психол. наук, профессор кафедры практической психологии и арт-терапии; Л.С. Сильченкова доцент, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии; Ю.Н. Моргунова, заместитель декана факультета коррекционной педагогики и специальной психологии.
Открывая работу Международной конференции, с приветственным словом к присутствующим обратилась С.В. Иванова, член-корреспондент РАО, д-р филос. наук, профессор, директор Института стратегии развития образования РАО, которая обозначила ряд ключевых тезисов в педагогической науке с учетом современных реалий динамично развивающейся информационной среды, акцентировав внимание своих коллег на необходимость выработки более гибких подходов в образовании, доступных обществу.
Почетный гость мероприятия, директор Института по информационным технологиям в образовании ЮНЕСКО, господин Тао Чжань поблагодарил коллег за приглашение, высоко оценивая уровень встречи и степень ее значимости для рационального развития глобального образования; рассказал о специфике деятельности института и главенствующей роли информационных технологий в современном образовании детей и взрослых.
Первый день Пленарного заседания был посвящен общим вопросам организации образовательной деятельности в современных условиях информационной эпохи, государственного регулирования и разработке нормативов образования; глобальным проблемам междисциплинарной образовательной реальности и тем информационным вызовам, которые обращены сегодня к общему и высшему образованию в России и мире.
На Пленарном заседании среди прочих выступили: Г.В. Сорина, д-р филос. наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова с докладом: «Интеллектуальный инструментарий формирования образовательного пространства»; М.А. Лукацкий, член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор, заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО с докладом: «Высшее образование в эпоху глобальных проблем и информационных вызовов»; Н.Н. Найденова, канд. пед. наук, заместитель заведующего центром педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО с докладом: «Конструируемая междисциплинарная образовательная реальность в информационную эпоху»; К.С. Шаров, канд. филос. наук, ст. преподаватель философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова с докладом: «Особенности архивных исследований в информационную эпоху на примере изучения архивов Исаака Ньютона»; О.И. Александрова, канд. филол. наук, доцент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета Российского университета дружбы народов с докладом: «Идеология и векторы реформ: место современных программ во французской и российской системах образования» и многие другие.
Особый интерес у присутствующих коллег в зале вызвал доклад профессора кафедры практической психологии и арт-терапии факультета практической психологии МСПИ, д-ра филос. наук, канд. психол. наук В.Н. Никитина. Многолетние практические наработки в высшей школе и большой научно-исследовательский опыт автора в области философской антропологии и арт-терапии легли в основу прозвучавшего доклада: «Базовые потребности и дивергентное мышление в современном информационном поле». Отметим, что ряд своих научных исследований профессор В.Н. Никитин проводил в Болгарии совместно с профессором Софийского университета «Св. Климент Охридски» Нели Бояджиевой, которая выступает в стенах МСПИ с открытыми лекциями перед студентами. Иностранный ученый дополнила выступление своего коллеги, В.Н. Никитина, своим заключительным комментарием.
Второй день Международной конференции был посвящен вопросам содержания образования, современным проблемам изучения теории и методологии образования в школе и вузе, развитию школьной дидактики и интегративным подходам к общему и высшему образованию в России и за рубежом в условиях динамично развивающейся информационной среды.
С докладами выступили: О.Н. Мачехина, канд. пед. наук, профессор кафедры интерактивных технологий в образовании Московского центра развития кадрового потенциала образования; М.И. Кузнецова, д-р пед. наук, старший научный сотрудник центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО; Л.Л. Алексеева, д-р пед. наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института художественного образования и культурологии РАО и многие другие. МСПИ представляла профессор кафедры педагогики и психологии, д-р пед. наук, доцент Л.С. Сильченкова с докладом: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в контексте современной образовательной среды». Прозвучавший доклад профессора МСПИ на конференции, тезисно раскрыл суть научного исследования автора, а также содержание масштабной научной статьи, планируемой к изданию в зарубежном журнале, входящим в международную наукометрическую базу данных Web of Science.
Подводя итоги международной конференции, С.В. Иванова, член-корреспондент РАО, д-р филос. наук, профессор, директор Института стратегии развития образования РАО отметила, что в этом году мероприятие объединило многих известных ученых и исследователей из разных стран, профессионально заинтересованных в проблематике обсуждаемых вопросов, комплексном решении глобальных задач естественнонаучного и гуманитарного образования в постиндустриальную эпоху. В программе Международной конференции было систематизировано более 100 научных докладов видных ученых, специалистов и практиков, труды которых в большинстве своем будут опубликованы на зарубежной онлайн-площадке научного журнала, входящего в международную наукометрическую базу данных Web of Science.
Коллектив ученых, исследователей и преподавателей МСПИ, принявший активное участие в Международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2018)), награжден именными сертификатами. По материалам выступлений авторами подготовлена серия научных статей для российских и зарубежных научных журналов.