МСПИ – участник Второго профессорского форума «Наука. Образование. Регионы»
6 – 7 февраля 2019 года в Москве прошел Второй профессорский форум – крупное профессиональное общественное мероприятие, объединившее представителей различных научно-педагогических сообществ, академий наук, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, иных государственных органов. Цель Форума – выработать резолюцию, которая значимо и ощутимо окажет воздействие на положительное развитие образования и науки.
Идейный вдохновитель Профессорского форума – «Российское профессорское собрание», общероссийская общественная организация, созданная всего два года назад и уже сегодня объединившая более 5 тысяч профессоров. В организации успешно функционируют региональные отделения, ведомственные комиссии, научные центры, издательства и научные советы по различным отраслям науки под руководством крупных ученых, государственных деятелей и известных управленцев высшей школы.
Основная задача Форума – организация общения на профессиональной основе ученых, профессоров, преподавателей, руководителей ведущих университетов, научных коллективов, ярчайших представителей научно-педагогических сообществ из всех регионов России.
Форум проходил на двух столичных площадках: в первый день, 6 февраля, в главном корпусе Российского университета дружбы народов, во второй день – в Колонном зале Дома Союзов.
В прошедшем крупномасштабном мероприятии приняли участие представители Совета Федерации (З.Ф. Драгункина – председатель Комитета по науке, образованию и культуре), Государственной Думы (В.А. Никонов – председатель Комитета по образованию и науке), Общественной палаты Российской Федерации (В.А. Фадеев – секретарь Общественной палаты), Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (М.М. Котюков – министр науки и высшего образования; М.А. Боровская – заместитель министра), Министерства просвещения Российской Федерации (П.С. Зенькович – Статс-секретарь- заместитель министра), Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (С.С. Кравцов – руководитель службы; Н.А. Наумова – заместитель руководителя), Российской академии образования (Ю.П. Зинченко – Президент РАО), Высшей аттестационной комиссии (В.М. Филиппов – председатель ВАК России; И.М. Мацкевич – главный ученый секретарь ВАК России), Ассоциации ведущих университетов, Ассоциации глобальных университетов, АНВУЗ России (В.А. Зернов – председатель ассоциации; Д.А. Мельников – член президиума АНВУЗ России; Д.А. Асадуллина – исполнительный директор ассоциации), других общественных организаций и рейтинговых агентств.
Для развития системы негосударственного высшего образования и эффективного функционировании сегодня частных вузов в России, поступательного решения их руководством ряда государственных задач, определяющих пути высшей школы, стоит особо отметить значимость работы второго дня Форума. В рамках программы которого, 7 февраля, было организовано совещание руководителей частных образовательных организаций высшего образования.
К участию в работе совещания были приглашены: О.Н. Смолин – первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, куратор Экспертного совета по негосударственному образованию и государственно-частному партнерству в сферах образования и науки; А.И. Рожков – директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Министерства просвещения Российской Федерации; Н.А. Наумова – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации; Д.Э. Гришанков – Президент рейтингового агентства «Эксперт РА»; ректоры и проректоры ведущих негосударственных вузов России. Ведущим секции и совещания выступил В.А. Зернов – ректор Российского нового университета, председатель АНВУЗ России.
На повестке совещания, прошедшего в рамках работы Форума, были следующие вопросы для обсуждения: государственно-частное партнерство в образовании; состояние и перспективы развития частного образования в России; совершенствование нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности; качество образования и критерии его оценки – рейтинги вузов.
Стоит отметить выступление Н.А. Наумовой, заместителя руководителя Рособрнадзора, в котором были обозначены основные принципы и подходы в работе экспертов данной службы при проведении ими аккредитационных и лицензионных проверок в отношении деятельности российских вузов.
Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Министерства просвещения Российской Федерации А.И. Рожков рассказал о ключевых задачах новых национальных проектов «Образование», «Наука» и «Цифровая экономика», их значимости для развития сектора высшего образования, в том числе, активного вовлечения негосударственных вузов к их реализации.
В работе второго дня Форума, а также в совещании руководителей частных образовательных организаций высшего образования приняли активное участие Д.А. Мельников, ректор Московского социально-педагогического института, член президиума АНВУЗ России, заместитель председателя Экспертного совета по негосударственному образованию и государственно-частному партнерству в сферах образования и науки; В.В. Седых, проректор по научной работе МСПИ; В.Ю. Саякин, проректор по контролю качества образования и молодежной политике МСПИ; Н.Э. Матвеева, декан факультета практической психологии.
Работа Второго профессорского форума «Наука. Образование. Регионы» завершилась в формате «вопрос-ответ», где большая часть интересующих представителей различных научно-педагогических сообществ ответов на вопросы была получена напрямую от М.М. Котюкова, министра науки и высшего образования Российской Федерации. Модератором такой оживленной дискуссии выступил В.В. Гриб – председатель Российского профессорского собрания, заведующий кафедрой правовых основ управления МГИМО(У) МИД России.
В заключительной части работы Форума были подведены итоги Общенациональной премии «Профессор года», ставшей уже традиционной, высоко отмечающей значительные достижения профессоров вузов и научных учреждений в российском образовании и различных отраслях отечественной науки.