IV НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Кафедра дошкольной дефектологии и логопедии
IV НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
21 мая 2016 года на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии состоялась конференция молодых исследователей на тему: «Современные подходы к организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Программа конференции включала в себя выступление бакалавров, магистров и преподавателей с докладами на актуальные темы коррекционной педагогики и специальной психологии.
Цель конференции: выявление передовых педагогических подходов к организации работы с детьми, распространение опыта эффективной практики и определение перспектив организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Конференция была открыта Пленарным заседанием, включившим в себя приветственные слова декана факультета Прокопенко А.Ю. и заведующей кафедрой дошкольной дефектологии и логопедии Ляминой И.П.
В рамках конференции работали 4 секции:
- «Социальная интеграция детей с ОВЗ» (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной дефектологии и логопедии Прокопенко А.Ю.)
- «Современные подходы к организации логопедической работы с лицами с ОВЗ» (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной дефектологии и логопедии – Лямина И.П.
- «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ» (руководитель – старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии и логопедии – Моргунова Ю.Н.)
- «Инновационные подходы к комплексному изучению детей с отклонениями в развитии» (руководитель – старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии и логопедии – Киселева Т.А.)
В докладах выступающих рассматривались такие темы, как консультативная работа с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья; коррекция различных речевых нарушений у детей с задержкой психического развития; коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения; формирование произвольного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности; развитие активного словаря и моторики у детей с ОНР. В большинстве представленных исследований особое внимание уделялось решению актуальных для специальной педагогики и психологии проблем; процессу сотрудничества социальных групп; объединения в единое целое различных элементов общества; принятию индивида другими членами группы; рассматривался теоретико-методологический анализ социально-психологических аспектов отношения группы к времени как центральной проблемы нового научного направления.
Доклады соответствовали всем предъявляемым требованиям. Сопровождались презентациями, содержательными наглядностями в виде рисунков, таблиц, фотографий своей деятельности. Манера выступления докладчиков была официальной, строго выдержанной, доступной для восприятия.
Секция №1. «Социальная интеграция детей с ОВЗ»
Руководитель секции: кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной дефектологии и логопедии Прокопенко А.Ю.
Дипломами за лучшие доклады были отмечены следующие студенты:
Диплом I степени Иванова Елена Михайловна «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством русских народных сказок»
Диплом II степени Белякова Светлана Сергеевна «Дидактическая игра как средство коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития»
Диплом III степени Филимонова Екатерина Ивановна «Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактической игры»
Секция №2. «Современные подходы к организации логопедической работы с лицами с ОВЗ»
Руководитель секции: кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной дефектологии и логопедии – Лямина И.П.
Дипломами за лучшие доклады были отмечены следующие студенты:
Диплом I степени Фролова Юлия Анатольевна «Формирование коммуникативных навыков с использованием методик PECS и МАКАТОН у старших дошкольников с расстройством аутичного спектра»
Диплом II степени Антипова Наталия Вячеславовна «Логопедическая работа по формированию словаря у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
Диплом III степени Морозова Светлана Петровна «Логопедическая работа по формированию и развитию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры»
Секция №3. «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»
Руководитель секции: старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии и логопедии – Моргунова Ю.Н.
Дипломами за лучшие доклады были отмечены следующие студенты:
Диплом I степени Захожая Елена Анатольевна «Развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в условиях музыкальной деятельности»
Диплом II степени Ваземиллер Олеся Александровна «Коррекционно-логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) при помощи различных игровых приемов»
Диплом III степени Федоткина Светлана Юрьевна «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха»
Секция №4. «Инновационные подходы к комплексному изучению детей с отклонениями в развитии»
Руководитель секции: старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии и логопедии – Киселева Т.А.
Дипломами за лучшие доклады были отмечены следующие студенты:
Диплом I степени Морозова Ирина Владимировна «Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Диплом II степени Ламыко Галина Алексеевна «Модернизированные методики в восстановительном обучении и реабилитации афазии»
Диплом III степени Черкасова Лариса Алексеевна «Формирование психомоторной сферы у детей с задержкой психического развития»
Студенты показали в определенной степени свободное владение материалом теоретического и экспериментального характера, знание отечественной и зарубежной литературы, достаточно высокую культуру выступлений. В процессе докладов кроме наглядности в виде графиков, таблиц, фотографий широко применялись мультимедийные средства: видеоматериалы, компьютерные презентации, проекторные презентации.
Тематика докладов отражала различные направления исследовательской работы студентов в различных областях дефектологии и логопедии. Работы вызвали интерес своей разнообразной тематикой, новыми подходами к выбору исследуемых методик, подбору групп испытумых, различающихся по возрасту, полу, степени выраженности дефекта. Предложены оригинальные методики работы с лицами с ОВЗ.
Рассматривались различные аспекты обучения и воспитания лиц с ОВЗ, психолого-педагогические проблемы формирования учебной, развитие игровой деятельности, профессиональной ориентации, коррекции страхов у детей средствами изобразительной деятельности, развитие памяти, наглядно-образного мышления, воображения, коммуникативных возможностей.
Доклады носили характер глубокого анализа поставленных задач, инновационности, содержательности, профессиональной направленности.
По итогам конференции будет издан сборник научно-исследовательских трудов. Всем участникам конференции выданы сертификаты.