Экспертный совет при Комитете Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке обсудил механизмы оценки качества образования
28 сентября 2018 года в зале заседаний Российского нового университета (РосНОУ) прошла расширенная рабочая встреча членов Экспертного совета по негосударственному образованию и государственно-частному партнерству в сфере образования при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке. Основной вопрос, стоявший на повестке дня заседания – современные механизмы оценки качества высшего образования: рейтингование, мониторинг и аккредитация.
В работе Экспертного совета приняли участие: заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ А.А. Музаев; первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке О.Н. Смолин; почетный президент Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству IREG Ян Садлак; президент Воронежского института высоких технологий, Заслуженный деятель науки РФ Я.В. Львович; Президент рейтингового агентства «Эксперт РА» Д.Э. Гришанков; президент Кабардино-Балкарского государственного университета Б.С. Карамурзов; редактор рейтингового агентства Round University Ranking О.Н. Соловьев; представители информационных, рейтинговых и кадровых агентств: «Интерфакс», МИА «Россия сегодня», Национальный фонд подготовки кадров; члены АНВУЗ России, ректоры ведущих негосударственных вузов.
Московский социально-педагогический институт на заседании совета представляли ректор, заместитель Председателя Экспертного совета по негосударственному образованию и государственно-частному партнерству в сфере образования, член Экспертного совета по высшему образованию при Комитете Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке Д.А. Мельников и проректор по научной работе В.В. Седых.
Открыл работу расширенного заседания председатель Экспертного совета, ректор РосНОУ В.А. Зернов. В своем приветственном слове в адрес присутствующих в зале коллег руководитель одного из ведущих негосударственных вузов России подчеркнул, что основным параметром оценки качества работы вуза, в настоящее время, должен стать доход от результатов интеллектуальной деятельности, собственных нематериальных активов вуза, защищенных авторским и патентным правом. Только так государство сможет выявлять и поддерживать эффективно работающие сегодня вузы.
Почетный президент Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству (IREG) Ян Садлак выступил с содержательным докладом о развитии международных и национальных рейтингов, существующих сегодня в современной системе глобального высшего образования. Известный специалист подчеркнул, что рейтинги позволяют усовершенствовать систему оценки качества вуза:
«Существуют различные инструменты оценки качества деятельности университета. Один из них – аккредитация, она во все времена служила разрешением на ведение образовательной деятельности, а сейчас задает тот необходимый минимум, которому должен соответствовать вуз. Рейтинги как дополнение к аккредитации – интересный и полезный инструмент: они помогают абитуриентам сделать осознанный выбор, они стимулируют здоровую конкуренцию между университетами, наконец, они служат обоснованием для распределения ресурсов, как это реализовано в проекте «5-100».
Важно понимать: для разных групп аудиторий важны разные критерии. Если я абитуриент, мне нужно обращать внимание на качество образования в конкретном университете, а не на количество Нобелевских лауреатов, учившихся там. Если нам интересны не отдельные вузы, а работа различных систем высшего образования – следует обратить внимание на рейтинг U-21, созданный Мельбурнским институтом прикладной экономики и социальных исследований. Также интересна концепция рейтинга «Три миссии университета» – он учитывает степень интеграции вуза в общество. На мой взгляд, у этого подхода есть будущее».
По мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке О.Н. Смолина, все существующие сегодня рейтинги высших учебных заведений относительны, требующие, как минимум, дальнейшего совершенствования и детального анализа критериальной составляющей, широкого обобщения базы механизмов рейтингования. Так, к примеру, парламентарий справедливо отмечает, что в одном и том же рейтинге в разные годы одни и те же вузы занимают разительно отличающиеся друг от друга места:
«Российские рейтинги развивать необходимо. Качество образования в наших вузах, на мой взгляд, существенно выше, чем те места, который они занимают в международных рейтингах, где велик вес науки, а в нашей стране основная научная деятельность традиционно сосредоточена в учреждениях Российской академии наук, а не в вузах. К тому же нельзя забывать про совершенно разные объемы средств: бюджет Гарварда сопоставим с бюджетом всей нашей системы высшего образования, и наши вузы чувствуют себя людоедкой Эллочкой, ведущей заочную битву с Вандербильдихой.
Что касается мониторингов – некоторые их критерии (баллы ЕГЭ поступающих в вузы, трудоустройство и зарплата выпускников и т.д.) имеют весьма опосредованное отношение к деятельности самого вуза. Мое мнение: мониторинг Министерства образования и науки был использован для массового сокращения вузов. С 2014 по 2017 год количество государственных вузов сократилось на 17%, филиалов – в 2,2 раза, частных вузов – вдвое, их филиалов – в 5,2 раза.
В Госдуму внесен законопроект, который позволит Рособрнадзору проводить аккредитацию на основе измерения качества знаний студентов. Это позволит изменить существующую процедуру аккредитации, которая требует огромного количества документов».
Президент рейтингового агентства «Эксперт РА» Д.Э. Гришанков, представляя экспертам и членам совета в зале результаты пилотного этапа внедрения Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR), подчеркнул, что сегодня нужно поддерживать развитие разных рейтингов, поскольку в одном рейтинге собрать все данные о качестве отдельно взятого вуза практически невозможно:
«Существует более 20 международных рейтингов вузов и около сотни национальных, и у каждого из них – свой взгляд. В этом и состоит задача разработчиков рейтинга: убедить общество в том, что его рейтингу можно доверять и что он отражает чаяния большой группы людей. Рейтинги THE и QS, несмотря на то, что они англосаксонские, не пользуются большой популярностью в США – там смотрят на собственный рейтинг USNews, а китайцы, например, не очень хорошо знают собственный Шанхайский рейтинг, ориентируясь на THE.
Важно четко понимать, что конкретно и как мы хотим измерять. Создатели рейтингов часто идут по пути наименьшего сопротивления, учитывая только те данные, что можно легко найти, к примеру, данные библиометрических систем. А ведь ученый, который пишет много статей, совершенно не обязательно является хорошим преподавателем».
В своем выступлении Президент рейтингового агентства «Эксперт РА» обратил внимание присутствующих коллег на тот факт, что разработанный по поручению Президента РФ В.В. Путина Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» (MosIUR) на данный момент успешно прошел аудиторскую проверку в соответствии с международным стандартом заданий, выпущенным Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации. Этот существенный факт является значимым достижением для дальнейшей судьбы национального рейтинга и признанием его объективности.
С точки зрения надзорного ведомства в сфере образования и науки, с помощью существующих рейтингов высшие учебные заведения сегодня могут, в целом, «подтягивать» недостающие аспекты своей профессиональной деятельности, но защитить студента может только государственный контроль в сфере высшего образования. Однако настоящую систему государственной аккредитации и лицензирования Рособрнадзор предлагает реформировать, сообщил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ А.А. Музаев:
«Президент поручил нам разработку новых подходов к аккредитации образовательных программ, и по этому вопросу уже создана рабочая группа, в состав которой входят и ректоры ведущих вузов, в том числе негосударственных. Мы предлагаем процедуры лицензирования и аккредитации объединить в одну. Кроме того, при аккредитации непременно должна учитываться оценка качества знаний студентов.
Мы также предлагаем совместить существующие базы данных школьников и студентов, в которых мы видим все контрольные и проверочные работы, результаты ГИА и ЕГЭ, то, в какие вузы они поступают и какие документы об образовании они получают, с базами Пенсионного фонда, чтобы можно было увидеть, куда идут «потоки» из того или иного вуза, на какую работу устраиваются выпускники, кто из них работает по специальности, а кто нет».
Президент Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова Б.С. Карамурзов рассказал о существующих в настоящее время объективных проблемах рейтингования и о том, почему один и тот же вуз может занимать совершенно разные места в различных рейтингах:
«Методики рейтингов постоянно совершенствуются, однако реального сопоставления достоинств и недостатков университетов добиться очень сложно. При проведении оценки научной результативности в основном используются данные двух библиометрических систем – Scopus и Web of Science. И ваше место будет зависеть от того, в какой из этих систем публикуются статьи, причем разница может быть и двукратной, и трехкратной, а для некоторых стран – и двадцатикратной. То есть, научная результативность вузов конкретной страны может быть оценена одним рейтингом в 20 раз выше, чем другим. Кроме того, основная задача образовательной организации – обеспечение качества образования, и перекос в ведущих рейтингах в сторону науки малообъясним.
На мой взгляд, должна быть создана единая база университетских рейтингов – в полном соответствии с рекомендациями IREG. Нужна интегрированная библиометрическая система, в основе которой, безусловно, должны лежать данные из Scopus и Web of Science».
Редактор рейтингового агентства Round University Ranking О.Н. Соловьев выступил с докладом о роли университетских рейтингов в исторической ретроспективе, а также рассказал коллегам о трендах их будущего развития.
«Рейтинги университетов стали не просто статистическим экспериментом, но конкретным инструментом влияния на государственную политику многих стран мира. Программы повышения конкурентоспособности университетов, аналогичные российской «5-100», существовали или существуют в Китае, Японии, Франции, Норвегии, других странах. Суммарный объем финансирования таких программ с 1991 года превышает 50 миллиардов долларов.
Будущее рейтингов – за разработкой интеллектуальных систем поиска и обработки информации под запрос каждого конкретного пользователя, за специальными нишевыми рейтингами, рассматривающими отдельные направления подготовки или даже отдельные курсы, а также за учетом тысячи различных параметров с помощью поисковых алгоритмов, прообразами которых являются голосовые помощники, такие как Siri или «Алиса».
Редактор рейтингового агентства Round University Ranking предположил, что, вполне возможно, уже в обозримом будущем желающие получить высшее образование – абитуриенты смогут вполне конкретно определить для себя необходимый университет, основываясь на данных поисковых запросов своих личных предпочтений в глобальной сети Интернет.
На расширенном заседании Экспертного совета по негосударственному образованию и государственно-частному партнерству в сфере образования при Комитете Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке также выступили исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства «Эксперт РА» А.А. Ходырев и редактор национального рейтинга университетов «Интерфакс» А.Г. Чаплыгин.
По итогам заседания члены Экспертного совета сформируют предложения по совершенствованию системы аккредитации негосударственных вузов для профильного Комитета Государственной Думы ФС РФ, в том числе в части учета результатов существующих национальных рейтингов.
Фотографии пресс-службы РосНОУ