Делегация МСПИ в Санкт-Петербурге: III Всероссийская педагогическая ассамблея в честь 220-летия РГПУ им. А.И. Герцена «Педагогическое образование – Россия будущего»
12 – 13 мая в северной столице России прошла III Всероссийская педагогическая ассамблея, посвященная актуальной теме: «Педагогическое образование – Россия будущего». Мероприятие было приурочено к празднованию 220-летия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, и вот уже в третий раз проходило в стенах университета, став доброй традицией старейшего педагогического научно-образовательного центра страны.
В юбилейную дату для РГПУ им. А.И. Герцена – внесшего значительный вклад в решение задач общегосударственного масштаба, давшего возможность многим великим ученым творить историю отечественного образования и созидать новые достижения фундаментальной и прикладной науки, столь широко проведенная педагогическая ассамблея безусловно еще раз подчеркнула, как высокий статус самого университета, так и ее участников, занимающих высокие государственные чины и звания, и собравшихся вместе обсудить важнейшие вопросы развития единого образовательного пространства.
В педагогической ассамблее приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии образования, органов законодательной и исполнительной власти, общественно-профессиональных сообществ, научных и образовательных центров, благотворительных фондов, крупных издательств и медиа групп. В число участников ассамблеи РГПУ им. А.И. Герцена радушно пригласил ректоров педагогических вузов и институтов повышения квалификации педагогов, директоров и учителей школ, экспертов в сфере образования и социальных практик, преподавателей вузов и студентов из всех регионов России и ближнего зарубежья. Всего на Всероссийскую педагогическую ассамблею в этом году приехали более 600 участников.
По приглашению и.о. ректора РГПУ им. А.И. Герцена, чл.-корр. РАО С.И. Богданова участие в III Всероссийской педагогической ассамблеи: «Педагогическое образование – Россия будущего» приняли ректор МСПИ, академик МАНИПТ Д.А. Мельников и и.о. проректора по научной работе МСПИ, чл.-корр. МАНПО В.В. Седых.
Заданный РГПУ им. А.И. Герцена формат ассамблеи и широкий круг приглашенных к дискуссии заинтересованных лиц позволил взглянуть с разных профессиональных сторон на процессы модернизации педагогического образования, обсудить вопросы национальной системы подготовки педагогических кадров. Впрочем, такой масштаб вполне объясним, ведь в 1797 году именно с Санкт-Петербургского Воспитательного дома началась история педагогического образования нашей страны. Все, без исключения, выступающие в своем приветственном слове подчеркивали уникальность Герценовского университета как научно-образовательного, инновационного центра.
С приветствием к участникам III Всероссийской педагогической ассамблеи выступил и.о. ректора РГПУ им. А.И. Герцена, чл.-корр. РАО С.И. Богданов:
«220 лет назад началась история педагогического образования в России. Сегодня в стенах Герценовского университета происходит событие общероссийского масштаба. Мы очень рады, что более 600 человек, представители практически всех регионов России, принимают участие в ассамблее. Мы благодарны, что представители руководства страны также нашли возможность прибыть на форум» …
Вице-губернатор Санкт-Петербурга В.В. Кириллов от имени Губернатора Г.С. Полтавченко и Правительства Санкт-Петербурга поприветствовал участников мероприятия:
«Герценовский университет – это гордость Санкт-Петербурга и России. Он является одним из крупнейших вузов нашей страны, кузницей кадров для всех образовательных учреждений. Выпускники университета работают во всех регионах России и за рубежом, составляют основу учительского корпуса Санкт-Петербурга» …
В.В. Кириллов отметил, что Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров, поддерживает систему подготовки российского учителя; поблагодарил работников университета за верность призванию и пожелал им успешной реализации новых проектов и ярких достижений в благородном труде российского учителя, а всем студентам – успехов в освоении педагогических наук.
В своей приветственной речи к участникам педагогической ассамблеи Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации В.В. Переверзева зачитала приветственное письмо от Министра О.Ю. Васильевой:
«Роль учителя всегда имела огромное значение. Профессия педагога является важнейшей миссией, выходящей за рамки профессиональных умений и навыков. Помимо обучения современным знаниям, одна из основных задач педагога – это воспитание учеников в духе гражданственности и любви к своему отечеству, с уважением к гуманистическим ценностям человечества. III Всероссийская педагогическая ассамблея призвана стать площадкой широкого профессионального диалога и обсуждения вопросов развития российского образования на современном этапе. Желаю участникам и организаторам мероприятия успешной и плодотворной работы».
Президент Российской академии образования, академик РАО Л.А. Вербицкая отметила роль педагогов в развитии общества:
«На современном этапе развития российского образования мы должны работать над тем, чтобы выпускники педагогических вузов работали именно в школах. Сейчас ситуация начинает меняться. Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева, начав свою работу в августе 2016 года, сразу обратила внимание на проблему педагогического образования. Важнее в России нет проблемы, потому что от труда каждого человека, которого педагоги растят и воспитывают, зависит будущее нашей страны».
Президент АО «Издательство Просвещение» В.И. Узун преподнес фундаментальной библиотеке РГПУ им. А.И. Герцена в подарок 220 высокохудожественных книг от образовательного форума «Просвещение». Выступив со словами:
«Академик РАН Никита Николаевич Моисеев еще в конце прошлого столетия сказал, что именно та нация, которая сумеет создать более совершенную систему «учитель», сделается лидером XXI века» …
Пленарное собрание первого дня работы III Всероссийской педагогической ассамблеи продолжилось докладом и.о. ректора РГПУ им. А.И. Герцена, чл.-корр. РАО С.И. Богданова на тему: «Язык современности в педагогическом пространстве России».
После запланированного небольшого перерыва в работе ассамблеи состоялась общественная дискуссия «Педагогическое образование: революция или эволюция». Необычный формат, открытый диалог с залом, столкновение полярных мнений, экскурсы в историю и попытки осмысления опыта прошлого с современных позиций – все это стало приятным откровением для участников педагогической ассамблеи.
Ведущей общественной дискуссии стала чл.-корр. РАО Е.И. Казакова. Экспертами в вопросах о перспективах революционного и эволюционного пути развития педагогики и педагогического образования выступили директор института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, чл.-корр. РАО С.А. Писарева, заместитель председателя Комитета Государственной думы Российской Федерации по образованию И.А. Асланян, учитель школы №619 М.П. Рыжов, генеральный директор АНПО «Школьная Лига» А.А. Селянин.
Отвечая на вопрос о том, что важнее в практической педагогике: устойчивое мнение или риск новизны, участники дискуссии пришли к выводу: для современного учителя главное – найти золотую середину и уметь быстро реагировать на изменения. Кроме того, обсуждались вопросы индивидуального и коллективного подходов в образовании, проблемы обучения будущих педагогов, вопрос педагогического таланта, а также вопрос о том, как привлекать талантливых педагогов в школу.
Во второй половине первого дня работы педагогической ассамблеи в РГПУ им. А.И. Герцена прошла серия уникальных межотраслевых дискуссионных площадок. Были организованы 7 круглых столов и мастер-классов, на которых обсуждались проблемы и перспективы взаимодействия вуза и школы в региональных системах образования; сетевого взаимодействия вузов в пространстве проекта модернизации педагогического образования; опыта реализации образовательных программ в сетевой форме и проектирования сетевого пространства вузов в электронной информационно-образовательной среде и много другое.
В рамках прошедшей III Всероссийской педагогической ассамблеи: «Педагогическое образование – Россия будущего» на следующий день, 13 мая, также состоялась работа Всероссийской конференции «Системы оценки как важнейший инструмент управления качеством образования», организованной АО «Издательство «Просвещение».
В заключение стоит сказать, что масштабное общегосударственное мероприятие, столь значимое для развития педагогического образования России, продлилось в Санкт-Петербурге два дня и включало в себя не только дискуссионные площадки, но и секционные заседания, а также интересную культурную программу.
Напомним, что проведение Всероссийских педагогических ассамблей – традиция РГПУ им. А.И. Герцена, которые всегда становились событием года в сфере образования и педагогической науки, а сам университет – площадкой для обсуждения самых важных, острых и значимых вопросов в образовании. Истинность этого утверждения была продемонстрирована в ходе интенсивной работы всех участников мероприятия, которые продемонстрировали творческий подход к делу и высказали различные точки зрения, но окончательный вердикт так и не был вынесен, потому что, как уверены организаторы Герценовской ассамблеи: «…истинно лишь многоточие, оно заставляет двигаться вперед».
Справочно: первая Всероссийская педагогическая ассамблея была проведена в 2010 году и предваряла Год учителя. Вторая Всероссийская педагогическая ассамблея состоялась в 2012 году. Третья педагогическая ассамблея «Педагогическое образование — Россия будущего» прошла в течение двух дней, 12 и 13 мая, в честь 220-летия РГПУ им. А.И. Герцена.
Информация и программа прошедшего мероприятия – на странице III Всероссийской педагогической ассамблеи: https://assembly.herzen.spb.ru/
Использованы фото-материалы пресс-службы РГПУ им. А.И. Герцена.