МСПИ на семинаре НИУ ВШЭ: обсуждаем проблемы и перспективы внедрения профессионального стандарта в высшем образовании

10 октября 2017 года в зале заседаний Ученого совета НИУ ВШЭ на Мясницкой прошел широкомасштабный межведомственный cеминар на тему: «Проблемы и перспективы внедрения профессионального стандарта в высшем образовании».

Мероприятие было посвящено актуальным для всего научно-педагогического сообщества вопросам внедрения профессионального стандарта педагога высшей школы. Уже с начала 2019 года запланированное введение профессионального стандарта в высшем образовании, как современного механизма регулирования рынка труда в академической сфере, заметно повлияет на ряд организационных моделей и социальных факторов всей сферы российского образования. Это нововведение на законодательном уровне бесспорно коснется всех участников образовательного процесса, как молодежи, с точки зрения ее вовлечения в педагогическую профессию и развития у нее последующих карьерных траекторий, так и действующих «сложившихся» педагогов, ученых и руководителей научных школ, успешно работающих в высших учебных заведениях многие годы.  

В числе обсуждаемых вероятных рисков при введении профессионального стандарта в высшем образовании с начала 2019 года фигурируют такие, как кадровая политика, качество образования, перспективы личностного развития педагога (как карьерного, так и профессионального), усложненное вхождение в профессию для молодежи. Все эти и другие декларируемые межведомственным научно-педагогическим сообществом риски способны изменить статус-кво в академической сфере, усложнить деятельность российских вузов и заметно повлиять на их развитие в будущем, в том числе на развитие таких крупных научно-образовательных центров, как федеральные, опорные и национальные исследовательские университеты.

Именно в таком ключе была выстроена работа межведомственного семинара в стенах НИУ ВШЭ. В зале Совета оживленно обсуждались новые возможности, а также порождаемые проблемы, которые неизбежно проявятся от введения профессионального стандарта в краткосрочной перспективе.  

Ведущими спикерами и участниками семинара явились: А.Г. Асмолов, академик РАО, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования»; В.И. Блинов, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования»; В.А. Болотов, академик РАО, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ; А.Г. Каспржак, научный руководитель Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ; Д.Л. Кузнецов, директор Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ; Л.А. Соколова, заведующая Центром исследований профессий и квалификаций НИУ ВШЭ. Модератором мероприятия выступил К.В. Зиньковский, заместитель директора Института развития образования НИУ ВШЭ.

В числе присутствующих в зале Совета были представители и ведущие научные работники ряда крупных столичных и региональных вузов, государственных академий, а именно: МГУ, МГППУ, МГПУ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», НИУ ВШЭ. МСПИ представляли Д.А. Мельников, ректор, академик МАНИПТ и В.В. Седых, проректор по научной работе.

Ожидаемо, столь содержательное и актуальное мероприятие вышло за рамки отведенного времени и завершилось неформатной дискуссионной частью с ответами ведущих спикеров и участников на вопросы зала о том, что в итоге научно-педагогическое сообщество высшей школы получит в результате внедрения профессионального стандарта. И какие изменения необходимо внести в профессиональный стандарт для работников высшего образования до его внедрения в 2019 году, чтобы смягчить навязанный «жесткий язык» алгоритмов действия с точки зрения российского законодательства и образовательного права. Ведь конвергенция трех основных социальных пространств современного гражданского общества – образовательного, научного и профессионального, по мнению академика А.Г. Асмолова, до сих пор не достигнута в полной мере.

По результатам дискуссии организаторами межведомственного семинара была запланирована разработка конкретных предложений для государственных органов законодательной и исполнительной ветвей власти о снятии барьеров и снижении вероятных рисков внедрения профессионального стандарта в систему высшего образования.