МСПИ в числе активных участников II Всероссийского съезда дефектологов
2-3 ноября 2017 года в залах Международного выставочного центра «Крокус Экспо» и учебных аудиториях Московского педагогического государственного университета на Малой Пироговской состоялся широкомасштабный Всероссийский съезд дефектологов, двухдневная работа которого традиционно прошла под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Вот уже во второй раз данное мероприятие объединило вокруг себя столь большое количество специалистов и представителей системы образования, продемонстрировав неподдельный интерес профессионального сообщества и подтвердив высокую значимость для российской науки. Всего более 1000 участников, в числе которых дефектологи, педагоги, психологи, практики и ученые, чья профессиональная область исследования непосредственно касается вопросов специального и инклюзивного образования, развития дефектологии как области гуманитарной педагогической науки, приняли активное участие в работе мероприятия.
Целью проведения съезда стало определение ключевых приоритетов и выработка последующей стратегии развития отечественной дефектологии как области педагогической науки и совершенствование ее современной практики в России. Особое внимание на съезде было уделено вопросам профессиональной готовности педагогов-дефектологов к трудовой деятельности в условиях развивающейся системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; построению новых форм взаимодействия с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; обсуждению проекта профессионального стандарта; определению путей повышения качества профессиональной подготовки педагогов-дефектологов с учетом перехода на многоуровневую систему подготовки кадров.
В рамках первого дня работы съезда в МВЦ «Крокус Экспо» на пленарных заседаниях и панельных дискуссиях по темам: «Профессиональное развитие педагогов-дефектологов: основные векторы и приоритеты развития», «Дефектологическая наука в России: оценки, анализ, прогноз», «Союз дефектологов России: вызовы, ожидания, перспективы» перед профессиональным сообществом выступили более 40 спикеров. Здесь же в стенах выставочного центра состоялось торжественное награждение почетных участников съезда памятными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии» и «За верность профессии».
В адрес II Всероссийского съезда дефектологов поступило приветствие Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой: «Новые требования к процессу подготовки дефектологов создают перспективу концептуального переосмысления всей системы профессиональной деятельности специалистов, которые обеспечивают процесс социализации и жизненного самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов. Сегодня важно обсуждать цели, содержание и планы модернизации развития отечественной дефектологической науки. Уверена, что насыщенная программа съезда будет полезна не только практикам, которые работают в образовательных организациях, но и научным работникам, специалистам регионального управления образования. Поддержка профессионального и личностного роста дефектологов, мотивирование студентов дефектологических факультетов, а также совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации позволит поднять уровень помощи детям с особыми образовательными потребностями на качественно новый уровень. Желаю участникам съезда плодотворной и интересной работы и успехов в достижении новых профессиональных высот».
С приветственным словом к организаторам и участникам съезда обратилась также заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина. Выступая на съезде, она особо обратила внимание присутствующих на проблему подготовки кадров и последующую их работу по выбранной профессии специалиста-дефектолога. Напомнила, что в России разработан проект профессионального стандарта для учителей-дефектологов. Заместитель Министра отметила, что утверждение профессионального стандарта в данной области закономерно повлечет за собой необходимость внесения изменений в образовательные стандарты и содержание программы подготовки будущих дефектологов.
О качестве подготовки студентов, будущих дефектологов, говорил в своем выступлении вице-президент РАО Н.Н. Малофеев. Он отметил, что будущим педагогам-дефектологам необходимо давать прочные теоретические знания о лучшем опыте практической работы и достижениях в отечественной дефектологии.
В докладе спикера пленарного заседания первого заместителя Председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, академика РАО О.Н. Смолина была особым образом обозначена необходимость включения в процесс коррекционной и реабилитационной работы всех участников образовательного процесса, в том числе родителей как условия обеспечения ее результативности.
В работе II Всероссийского съезда дефектологов приняли активное участие преподаватели и студенты факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Московского социально-педагогического института. Во второй день мероприятия в стенах МПГУ на Малой Пироговской в рамках проведения экспертной дискуссии «Управление профессиональным развитие сурдопедагога: опыт, вызовы, перспективы» участвовали декан факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, канд. пед. наук А.Ю. Прокопенко, заместитель декана факультета Ю.Н. Моргунова, методист факультета Л.В. Суздальцева, студентка 5 курса бакалавриата профиля «Логопедия» С.Н. Губарева.
Традиционным итогом настоящего мероприятия, проходившего во второй раз в столичном регионе, – Всероссийского съезда дефектологов, стало утверждение резолюции съезда, включающей основные задачи и ключевые мероприятия, направленные на решение вопросов развития стратегии отечественной дефектологии как области педагогической науки и совершенствование ее современной практики в России.