МСПИ в Российской академии образования на конференции «Научные основы реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей через систему воспитательной работы вуза»

18-19 сентября 2023 г. в Российской академии образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Научные основы реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей через систему воспитательной работы вуза», организованная Российской академией образования совместно с Министерством науки и высшего образования России.

В мероприятии приняли участие: представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, федеральных и региональных органов законодательной власти, Российской академии образования, ректоры ведущих российских вузов, проректоры по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования, представители общественных организаций, научного и педагогического сообщества. Московский социально-педагогический институт представлял проректор по воспитательной работе и молодёжной политике Д.В. Смирнов.

Целью конференции стала: реализация стратегических ориентиров развития системы высшего образования в русле традиционных ценностей и историко-культурных традиций российского народа; выработка научно-методологических основ и инновационных практик по реализации приоритетов государственной политики в сфере воспитания студенческой молодёжи на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Участники обсудили психологические основы формирования мировоззрения и гражданской идентичности личности, традиционные ценности как базу развития универсальных компетенций студента, приобщение к духовно-нравственным идеалам через участие в молодёжных движениях и объединениях.

Президент Российской академии образования Ольга Васильева в обращении к участникам конференции подчеркнула, что сейчас большое внимание уделяется воспитанию как в школе, так и в вузе. «Воспитательная работа вновь полноценно вернулась в систему образования. Раньше в федеральном законе было понятие образовательная услуга. Сегодня все мы понимаем, что воспитание не заканчивается в школе. Его необходимо продолжать и в высшем учебном заведении», – заметила Васильева.

Она подчеркнула, что воспитательная работа в высшей школе, наставническая работа со студентами является одним из приоритетов работы всей системы образования.

«Сегодня нам как никогда важно поддержать и вовлечь в созидательную деятельность каждого молодого человека, помочь ему найти своё место в мире и с уверенностью шагнуть в профессиональную жизнь. Воспитание – это не комплекс мероприятий, а большая наука. Только объединив усилия учёных, преподавателей, наставников и психологов, мы сможем ответить на современные вызовы», – сказал она.

Современная молодёжь часто ищет ответы на свои вопросы через интернет, и поэтому необходимо минимизировать негативное влияние через опасные информационные источники во Всемирной сети, рассуждает эксперт.

«Важно ставить позитивные цели патриотического характера воспитывать любовь к Отечеству, к малой родине, национальной культурной религиозной традиции, создавая самую благоприятную человеческую атмосферу в учебном заведении», – добавила Васильева.

С большим воодушевлением было воспринято выступление председателя комитета Государственной Думы РФ Федерального Собрания РФ по науке и высшему образованию Кабышева Сергея Владимировича о традиционных ценностях в России через систему воспитательной работы в высших учебных заведениях.

Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей – это безусловный приоритет при реализации воспитательной работы. Об этом на конференции заявила заместитель министра науки и высшего образования РФ Петрова Ольга Викторовна .

«Благодаря научному анализу методов воспитания, подходов к реализации государственной политики по сохранению духовно-нравственных ценностей мы можем чётко понять и сформулировать практический опыт проведения воспитательной работы в ключе патриотизма, гражданственности, сохранения исторической памяти», – отметила она.

В рамках конференции замминистра анонсировала запуск конкурса «Лучшая лекция и лучший лектор по модулю «Основы российской государственности». Участие в конкурсе может принять каждый преподаватель «Основ российской государственности».

Российские педагоги несут важную миссию просвещения и воспитания, они находятся на передовом крае идеологической борьбы. Об этом заявил врио главы рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека Чечельницкий Илья Валентинович.

«Сегодня педагоги находятся на фронте идеологической борьбы с нашим общим врагом. Те решения, те идеи, которые закладываются сегодня, формируют будущее нашего государства на столетие вперёд», – отметил представитель федерального омбудсмена на конференции.

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Согласно Указу, традиционные ценности – это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К ним относятся:

  • жизнь, достоинство, права и свободы человека;
  • патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
  • высокие нравственные идеалы (правда, они в указе не раскрываются), крепкая семья, созидательный труд;
  • приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
  • коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
  • историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.

Целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:

  • сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению;
  • противодействие распространению деструктивной идеологии;
  • формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Модераторами пленарного заседания выступили:

  • заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Петрова Ольга Викторовна;
  • главный ученый секретарь президиума РАО, и.о. вице-президента РАО, член-корреспондент РАО Басюк Виктор Стефанович.

С приветствиями к участникам конференции обратились:

  • начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации Харичев Александр Дмитриевич;
  • помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Мухитов Наиль Мансурович;
  • председатель Российского исторического общества Нарышкин Сергей Евгеньевич (видеоприветствие);
  • уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Москалькова Татьяна Николаевна;

На пленарном заседании обсуждались вопросы:

  • Основные подходы к реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей в системе воспитательной работы образовательной организации высшего образования.
  • Научно-методическое сопровождение становления «Российского движения детей и молодёжи» как условие укрепления традиционных ценностей у молодёжи.
  • Технологии формирования образовательных программ и курсов (из опыта реализации проекта «ДНК России»).
  • Основы Российской государственности. Новый предмет. Образование как источник гражданской позиции.
  • Влияние внутренней позиции личности студента на укрепление традиционных ценностей.
  • Программа воспитания в образовательной организации высшей школы как основа ценностного воспитания.
  • Классический университет как пространство формирования ценностно-смысловых установок.
  • Воспитательное пространство университета – потенциал формирования личности студента.
  • Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей при подготовке специалистов для высокотехнологичных производств.

Затем работа участников конференции продолжилась в секциях по направлениям:

  • Психологические основы формирования мировоззрения и гражданской идентичности личности.
  • Система воспитательной работы вуза, направленная на присвоение традиционных духовно-нравственных ценностей.
  • Традиционные ценности как основа формирования универсальных компетенций студента.
  • Присвоение традиционных ценностей через участие в молодёжных движениях и объединениях.

Вечернее заседание прошло при участии заместителя Министра науки и высшего образования РФ О.В. Петровой и директора Департамента молодёжной политики и воспитательной деятельности Д.Е. Покровского.

Д.В. Смирнов принял участие в работе секции 2 «Система воспитательной работы вуза, направленная на присвоение традиционных духовно-нравственных ценностей», модераторами которой выступили:

  • Селиванова Наталия Леонидовна – научный руководитель лаборатории развития содержания воспитания и социализации Центра воспитания и развития личности РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;
  • Фроленкова Ирина Юрьевна – руководитель Центра воспитания и развития личности РАО.

В рамках секции обсуждались вопросы:

  • Анализ актуальной практики разработки программ воспитания в вузах.
  • О методологическом подходе к разработке Универсальных компетенций во ФГОС ВО четвёртого поколения для формирования личности.
  • Модель управления образовательным процессом в условиях развития электронно-образовательной среды.
  • Инновационные тенденции в образовательном процессе вуза в условиях развития партнёрских отношений РАО-вуз.
  • Духовный компонент в светском образовании. Опыт реализации духовно-нравственного воспитания в учебном процессе московских вузов.
  • Воспитательная деятельность в техническом университете: методическая основа и практическая реализация.
  • Организация управления системы воспитания в вузе.
  • Формирование ценностной позиции педагога высшей школы с применением информационных технологий.

Во второй день участники конференции работали в мини-группах по тематике: «Особенности и технологии работы с молодёжью по сохранению и укреплению традиционных ценностей».

Конференция объединила профессиональное сообщество в достижении важных целей по формированию духовно-нравственных и традиционных семейных ценностей у студенчества России.