На заседании комитета госдумы по образованию и науке

22 июня 2019 года состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Провел заседание председатель Комитета Вячеслав Никонов. В повестке данного заседания были обозначены для обсуждения три вопроса:

- Тематический вопрос: «Определение общего объема контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: сохранение доступности высшего образования».

- Об итогах работа Комитета Государственной Думы по образованию и науке в период весенней сессии 2019 года.

- О проекте плана работы Комитета Государственной Думы по образованию и науке в период весенней сессии 2019 года.


На заседание комитета были приглашены ректоры ведущих вузов страны, представители ряда федеральных органов исполнительной власти, эксперты и др. Московский социально-педагогический институт представлял ректор МСПИ, академик Мельников Д.А.

Ключевым вопросом повестки дня оказался тематический: "Определение общего объема контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: сохранение доступности высшего образования", обсуждению которого члены комитета и приглашенные гости уделили наибольшее внимание. В качестве докладчика выступила заместитель министра науки и высшего образования РФ М.А. Боровская.

В своем вступительном слове В. А. Никонов  напомнил, что  данный вопрос вызвал  большой общественный резонанс, после того, как были обнародованы  будущие контрольные цифры приема, которые отражали тенденцию к их серьезному сокращению при значительном росте  демографической категории, которую  составляют люди студенческого возраста.

 

«Возник естественный вопрос: собирается ли Россия резко сокращать количество людей, получающих высшее образование? Либо это какая-то  арифметическая игра, связанная с той формулой, которая у нас записана в законе: количество бюджетных мест, выделяемых каждый год,  должно быть не менее,  чем  800 человек на 10 тысяч населения в возрасте от 17  до 30 лет. Сейчас вновь начинается демографический подъем, который ставит под вопрос справедливость этой формулы», - отметил глава Комитета.

Так же, по его мнению, вызывает сомнение объективность нынедействующего порядка подсчета потенциальных абитуриентов вузов и перечень приоритетных специальностей и направлений, которые должны в первую очередь быть обеспечены бюджетными местами со стороны государства.

В своем докладе заместитель Министра науки и высшего образования М.А. Боровская рассказала об организации и принципах планирования контрольных цифр набора, действующихтребованиях к контингенту обучающихся за счет бюджетных средств, а также о проблемах, которые министерство видит в этой сфере.

После доклада состоялось обсуждение основных положений доклада, в котором приняли участие как депутаты - члены комитета по образованию и науке, так и приглашенные ректоры, представители ФОИВов и профильные эксперты. В выступлениях говорилось о необходимости сохранения контрольных цифр приема, более четкого разъяснения принципов распределения КЦП, устранения диспропорции в региональном распределении бюджетных мест в вузы и др.

В заключение, подводя итоги дискуссии, председатель комитета В. А. Никонов отметил, что состоялся важный разговор, но им обсуждение этой темы не заканчивается. Комитет вернется кее рассмотрению в ходе осенней сессии. По его мнению, многие проблемы, о которых говорили участники дискуссии, обусловлены отсутствием в стране стратегии развития высшего образования.

Кроме того депутаты утвердили отчет об итогах работы Комитета Государственной Думы по образованию и науке в период весенней сессии 2019 года, а также проект плана работы  на  период осенней сессии 2019 года.

 

Фото: Андрей Анохин