На заседании комитета госдумы по образованию и науке
22 июня 2019 года состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Провел заседание председатель Комитета Вячеслав Никонов. В повестке данного заседания были обозначены для обсуждения три вопроса:
- Тематический вопрос: «Определение общего объема контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: сохранение доступности высшего образования».
- Об итогах работа Комитета Государственной Думы по образованию и науке в период весенней сессии 2019 года.
- О проекте плана работы Комитета Государственной Думы по образованию и науке в период весенней сессии 2019 года.
На заседание комитета были приглашены ректоры ведущих вузов страны, представители ряда федеральных органов исполнительной власти, эксперты и др. Московский социально-педагогический институт представлял ректор МСПИ, академик Мельников Д.А.
Ключевым вопросом повестки дня оказался тематический: "Определение общего объема контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: сохранение доступности высшего образования", обсуждению которого члены комитета и приглашенные гости уделили наибольшее внимание. В качестве докладчика выступила заместитель министра науки и высшего образования РФ М.А. Боровская.
В своем вступительном слове В. А. Никонов напомнил, что данный вопрос вызвал большой общественный резонанс, после того, как были обнародованы будущие контрольные цифры приема, которые отражали тенденцию к их серьезному сокращению при значительном росте демографической категории, которую составляют люди студенческого возраста.

«Возник естественный вопрос: собирается ли Россия резко сокращать количество людей, получающих высшее образование? Либо это какая-то арифметическая игра, связанная с той формулой, которая у нас записана в законе: количество бюджетных мест, выделяемых каждый год, должно быть не менее, чем 800 человек на 10 тысяч населения в возрасте от 17 до 30 лет. Сейчас вновь начинается демографический подъем, который ставит под вопрос справедливость этой формулы», - отметил глава Комитета.
Так же, по его мнению, вызывает сомнение объективность нынедействующего порядка подсчета потенциальных абитуриентов вузов и перечень приоритетных специальностей и направлений, которые должны в первую очередь быть обеспечены бюджетными местами со стороны государства.
В своем докладе заместитель Министра науки и высшего образования М.А. Боровская рассказала об организации и принципах планирования контрольных цифр набора, действующихтребованиях к контингенту обучающихся за счет бюджетных средств, а также о проблемах, которые министерство видит в этой сфере.
После доклада состоялось обсуждение основных положений доклада, в котором приняли участие как депутаты - члены комитета по образованию и науке, так и приглашенные ректоры, представители ФОИВов и профильные эксперты. В выступлениях говорилось о необходимости сохранения контрольных цифр приема, более четкого разъяснения принципов распределения КЦП, устранения диспропорции в региональном распределении бюджетных мест в вузы и др.
В заключение, подводя итоги дискуссии, председатель комитета В. А. Никонов отметил, что состоялся важный разговор, но им обсуждение этой темы не заканчивается. Комитет вернется кее рассмотрению в ходе осенней сессии. По его мнению, многие проблемы, о которых говорили участники дискуссии, обусловлены отсутствием в стране стратегии развития высшего образования.
Кроме того депутаты утвердили отчет об итогах работы Комитета Государственной Думы по образованию и науке в период весенней сессии 2019 года, а также проект плана работы на период осенней сессии 2019 года.
Фото: Андрей Анохин