«Воспитание как социальная проблема» - открытая лекция Анатолия Викторовича Мудрика в Московском социально-педагогическом институте
15 апреля 2017 года в актовом зале Московского социально-педагогического института состоялась открытая лекция видного российского ученого в области социальной педагогики, члена-корреспондента Российской академии образования, профессора кафедры социальной педагогии и психологии МПГУ, Почетного профессора МСПИ Анатолия Викторовича Мудрика. Звания «Почетный профессор МСПИ» А.В. Мудрик был удостоен 29 декабря 2016 года на основании решения Ученого совета Московского социально-педагогического института.
Научные встречи с известными российскими и зарубежными учёными стали профессиональной необходимостью, а открытые лекции, которые читают в МСПИ ученые с мировым именем, – традиционными. Альфрид Лэнгле – профессор университетов Вены и Инсбрука (Австрия), Президент Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии в Вене, вице-президент Международной федерации психотерапии, доктор медицинских и философских наук, Почетный профессор МСПИ; Петер Цанев – заведующий кафедрой психологии искусств и художественного образования, доктор искусствоведческих наук, профессор Национальной академии искусств (Болгария), Почетный профессор МСПИ; Блаже Китанов – профессор педагогического факультета университета «Гоце Делчев» (Македония), Почетный профессор МСПИ; Сергей Тот - заведующий кафедрой прикладной лингвистики, директор Института прикладных гуманитарных наук, заместитель декана педагогического факультета Сегедского Университета (Венгрия), Почетный профессор МСПИ – их лекции вызывают живой интерес и студентов, и преподавателей. Вот и в этот раз в актовом зале не было свободных мест. Послушать лекцию А.В. Мудрика собрались студенты и преподаватели всех факультетов. Перед началом лекции Анатолию Викторовичу в торжественной обстановке были вручены сертификат и диплом «Почетный профессор МСПИ».
Видный ученый в области педагогики, А.В. Мудрик 17 лет преподавал в МСПИ на факультете педагогики и психологии. Он первым в российской педагогике описал самостоятельный вид воспитания — диссоциальное, которое имеет негативную контрсоциальную смысловую нагрузку. Диссоциальное воспитание — целенаправленное формирование контркультурного сознания и поведения у членов криминальных, экстремистских, квазикультовых организаций.
А.В. Мудрик разработал новый раздел социальной педагогики — социально-педагогическую виктимологию, к началу ХХI века получившую широкое распространение в работах его учеников и представителей других научных школ. Если стихийная социализация, как очевидно, имеет целостный характер, то воспитание для А. В. Мудрика — процесс парциальный (частичный), ибо воспитывающие общности имеют несовпадающие задачи, цели, содержание, методы; между этими общностями нет, и не может быть жесткой или просто отлаженной связи, кооперации, координации, преемственности. А. В. Мудрик рассматривает воспитание как дискретный процесс. Он обращает внимание на то, что воспитание осуществляется в различных общностях и ограничено местом и временем.
По окончании лекции студенты долго не отпускали профессора А.В. Мудрика: ему было задано много вопросов, организовалась живая дискуссия. Слушатели высказали слова огромной благодарности за интересную и познавательную лекцию и пожелания на продолжение новых встреч, новых лекций.
Анатолий Викторович Мудрик выразил слова искренней благодарности всем членам Ученого совета и лично ректору МСПИ Дмитрию Алексеевичу Мельникову за оказанную ему высокую честь – избрание Почетным профессором МСПИ. Он также поблагодарил всех участников мероприятия за проявленный интерес к его лекции, теплый прием и заверил студентов и руководство МСПИ, что встречи с коллективом нашего вуза станут традиционными, и он с нетерпением будет ждать новых приглашений в Московский социально-педагогический институт.