Пушкин, Толстой и Достоевский – это навсегда!
По приглашению «Общества русской словесности» Московский социально-педагогический институт принял участие в работе Форума «Возвращение русской классики», который прошел в доме Пашкова в Москве 20 декабря
Участники Форума говорили о том, как заинтересовать современное поколение детей в чтении великой русской классической литературы, о роли русской классики в формировании духовно-нравственных ценностей и о том, как привить молодежи интерес и любовь к лучшим образцам отечественной литературы. Не секрет, что в последние годы становится все более очевидной углубляющаяся отдаленность российской молодежи от отечественной классической литературы и культуры в целом. Главная цель Форума состоит в том, чтобы выработать программу действий по возвращению в жизнь молодого поколения отечественной литературы как основы формирования ценностных представлений о мире, сохранения духовных традиций нашего народа. «Культура – это сфера тонких настроек, командных решений и принуждений к любви к русской классике здесь быть не может», - сказал секретарь «Общества русской словесности» епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Вниманию участников Форума были представлены несколько печальных видеороликов, где молодые, красивые, улыбающиеся ребята не то, что не могли продолжить знаменитые фразы из произведений школьной программы, но и, находясь на Театральной площади, показать, где находится Большой театр, а на Пушкинской площади – памятник Пушкину. Вот несколько примеров того, как современные школьники и студенты «знают» классическую литературу: «Наташа Ростова – героиня Тургенева»; «Печорин – главный герой «Мертвых душ»; «Роман «Бесы» написал Лермонтов». На просьбу продолжить фразу «кукушка хвалит петуха за то, что …», звучат ответы: «он рано встает», «поет не очень». А самые известные произведения Антоши Чехонте - это оказывается «Мцыри», «Собачье сердце».
«Сейчас разговор идет о возвращении русской классики. Где мы ее потеряли? Могут ли сегодня дети увидеть такую экранизацию или театральную постановку, чтобы они поняли классическую литературу так, как она была написана Толстым, Достоевским? Думаю, что это вопрос системный», - размышляет председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. «Сила и мудрость – есть русская культура, это и есть Россия. Сейчас у нас время подмены, время ряженых. Ряженые казаки есть, а внутреннего, того, что делает казаков прекрасными, нет». Это утверждение Н. Михалкова подтвердила учитель с 25-летним стажем Юлия Паламарчук: «Возникло противоречие между ценностями, которые дает литература, и прагматичной жизнью, которая нас окружает. Школа осталась единственной территорией, которая поддерживает интерес к чтению».
Министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева кратко и четко сформулировала, что нужно в ближайшее время делать: «Первое – учитель. Мы забыли про главного человека – предметника. Нужна подготовка и переподготовка учителя.
Второе. Новые учебники должны пройти апробацию. Есть учебники, которые интеллектуально значительно занижены, они слабы для ребенка. Есть напротив, слишком сложные. Прежде чем давать учебники ребятам, нужно еще провести их апробацию в лучших школах, чтобы сами дети и учителя решили, насколько они удобные и современны.
И третье – возвращение к проверочным работам по всем предметам. Через 2,5 года сочинение в школе вернется к той классической форме, как это было раньше. Не натаскивание на нужные экзамены ЕГЭ, а знание всего школьного курса – с 1 по 11 класс. Нужно научить детей трудиться. А учеба – это труд».
В развернувшейся живой дискуссии приняли также участие Владимир Ильич Толстой, советник Президента РФ; Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова; Владимир Ростиславович Мединский, министр культуры РФ; Владимир Владимирович Бортко, кинорежиссер и другие.
Уже через месяц должна быть обнародована конкретная программа возрождения интереса к русской классике.
По результатам работы Форума ректор Московского социально-педагогического института Дмитрий Алексеевич Мельников направил в адрес организационного комитета Форума предложения для разработки и реализации программы «Возвращение русской классики».