Ректор МСПИ на парламентских слушаниях в Госдуме по вопросам стратегического планирования системы образования
21 ноября 2017 года Комитет Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию и науке провел парламентские слушания на тему: «О стратегическом планировании развития образования в Российской Федерации».
К участию в работе парламентских слушаний были приглашены парламентарии Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства экономического развития, Министерства сельского хозяйства, Министерства транспорта, Министерства здравоохранения, Министерства культуры, Министерства спорта, Министерства обороны, Россотрудничества, Рособрнадзора, Агентства стратегических инициатив, научного и педагогического сообществ, региональных органов законодательной и исполнительной власти, а также профильные эксперты и аккредитованные СМИ и журналисты. В числе приглашенных, ректор МСПИ, заместитель Председателя Экспертного совета по негосударственному образованию и государственно-частному партнерству в сфере образования при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, член Президиума АНВУЗ России, Д.А. Мельников.
В повестке слушаний парламентариев, главное – обсуждение основных задач и путей формирования системы стратегического планирования развития образования в России на федеральном и региональном уровнях в долгосрочной перспективе. Прогнозирование возможных сценариев научно-технологического совершенствования социальной отрасли.
«Образование и наука определяют будущее любого государства», констатировал председатель профильного комитета В.А. Никонов. «Современный мир – это мир знаний. Он очень динамично развивается, а система образования и науки является одной из самых крупных в обществе и экономике. Это 35 млн. человек, из которых 30 млн. учатся, а 5 млн. учат». Депутат сообщил, что консолидированный бюджет образования на данный момент составляет 3,2 трлн. рублей, а к 2020 году достигнет 3,8 трлн. рублей. По его словам, «…образование – одна из самых долгоиграющих отраслей. Для того чтобы подготовить специалиста со среднеспециальным образованием, требуется 17 лет, с высшим – 19 лет. И если сегодня что-то менять, результат будет заметен только к концу 30-х годов».
Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения, где каждые два года объем знаний, накопленных человечеством, удваивается. Кардинально меняется и ситуация на рынке труда и занятости специалистов. С развитием технологий и искусственного интеллекта многие традиционные специальности будут все менее востребованы и со временем полностью исчезнут из «паспортов» привычных профессий. Перспективными же, все очевиднее, становятся специалисты, работающие в индустрии инновационных промышленных технологий и наносистем, компьютерной и виртуальной инженерии, 3-D технологий, биомедицине, точных и естественных наук.
«Возникает вопрос, как мы станем приспосабливать свое общество, потому что именно это будет определять конкурентоспособность нашей страны на международной арене», отметил В.А. Никонов. «Мы существуем в очень жестком окружении, где нашими оппонентами выступают страны, находящиеся на самом передовом краю научно-технического прогресса». Между тем, депутат подчеркивает, что закон о стратегическом планировании принят, а стратегии развития образования до сих пор нет. При этом, существует огромное количество «фрагментарных стратегий» и локальных документов, которые не охватывают системно всю сферу образования. Некоторые уровни образования, такие как дошкольное, зачастую выпадают из стратегического планирования вкупе, фигурируя больше отдельно.
Первый заместитель Министра образования и науки В.В. Переверзева сообщила, что в настоящее время министерство формирует межведомственную рабочую группу по подготовке отраслевой стратегии развития образования, и проект должен появиться в первом квартале 2018 года.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке О.Н. Смолин уверен: «…развитие образования – вопрос национальной безопасности».
«Давно доказана прямая связь между образованием и модернизацией в стране. Но несмотря на огромные деньги, которые идут на образование, государственные расходы составляют всего 3,6% ВВП, а нужно как минимум 4,7%. Чем больше страна нуждается в модернизации, тем выше должны быть расходы на образование. Вторая проблема – статус педагогического работника. В 75 из 85 регионов указ Президента в части оплаты учительского труда не исполняется. Разрыв в учительской зарплате по регионам достигает 4,8 раза – от 20 тысяч до 96 тысяч рублей при средней нагрузке 28 уроков в неделю. В стратегии нужно привязать зарплату учителей к средней по стране и зафиксировать, что это оплата за одну ставку», подчеркнул депутат.
Директор Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ С.Г. Косарецкий заметил: «При всем многообразии проектов и программ, которые реализуются в рамках стратегического планирования, мы часто не обращаем внимания на то, что, реализуясь, они не подвергаются оценке. Количество инициатив несопоставимо с количеством материалов, анализирующих их успешность и результативность. Мы ставим цели, заглядываем вперед, заявляем многообразие показателей, которых желаем достичь, но не очень хорошо понимаем, что происходит в настоящем. Не умеем в должной мере извлекать уроки из прошлого, тех реформ, которые уже были реализованы».
В дискуссиях далее, участники слушаний затрагивали аспекты нового образовательного уклада и новых образовательных циклов, обсуждали недостаток высокопроизводительных и продуктивных рабочих мест. Было отмечено, что 25% учащихся в общеобразовательной школе фактически не овладевают фундаментальными знаниями. В заключении, предлагалось учесть все озвученные выше проблемы, отразив их на бумаге в содержании будущей стратегии развития образования, соотнеся программный документ со стратегией развития промышленности и рынка труда в Российской Федерации.