Всероссийская конференция по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации педагогического образования
19-20 октября 2017 года в МГППУ прошла заключительная всероссийская конференция по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации педагогического образования.
Как известно, проект по модернизации педагогического образования в России проводился на протяжении четырех лет, в период с 2014 по 2017 годы. Оператором (главным исполнителем) проекта в соответствии с требованиями открытых конкурсных процедур стал Московский государственный психолого-педагогический университет, а ведущим соисполнителем – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
В обсуждении итогов многолетнего проекта приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации; Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки»; вузов Российской Федерации; руководители проектов вузов-соисполнителей из Москвы и регионов России, а также проектные команды вузов-участников и организаций-исполнителей, представители экспертного общества и научно-педагогические работники высшей школы.
В общей сложности в работе данной всероссийской конференции приняли участие более 300 представителей из более 120 вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, 71 субъекта Российской Федерации 8 Федеральных округов, в том числе 43 ректора вузов.
Московский социально-педагогический институт представляли: Д.А. Мельников, академик МАНИПТ, ректор МСПИ; В.Ю. Саякин, проректор по контролю качества и молодежной политике МСПИ; В.В. Седых, проректор по научной работе МСПИ; деканы факультетов – А.Ю. Прокопенко, Н.Н. Кузьминов, Н.Э. Матвеева, Т.В. Михайлова и преподаватели МСПИ.
За два дня работы отчетной конференции были представлены более 20 докладов по результатам сопутствующих (текущих) проектов по апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» по уровням высшего образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с профилями: «Педагог дошкольного образования»; «Педагог начального общего образования»; «Педагог основного общего образования»; «Педагог среднего общего образования»; «Педагог-дефектолог»; «Педагог-исследователь (методист)»; «Руководитель образовательной организации» и целевой подготовке педагогов. В ходе работы всероссийской конференции также была организована выставка «Результаты реализации комплексного проекта по модернизации педагогического образования», на которой руководители проектов представили разработанное вместе с вузами-соисполнителями учебно-методическое обеспечение новых образовательных программ.
Первый день работы всероссийской конференции открыли А.Б. Соболев – директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и В.В. Рубцов – академик РАО, ректор МГППУ.
Ключевые спикеры, докладчики и участники первого дня отчетной конференции в своей работе и пленарных выступлениях затрагивали широкий круг профессиональных вопросов: от обязательных требований к образовательным результатам педагогов в контексте введения уровневого профессионального стандарта педагога и национальной системы учительского роста (НУРС) – докладчик Е.А. Ямбург, академик РАО, заслуженный учитель Российской Федерации, директор образовательной организации «Школа №109» и оценке компетенций выпускников новых программ педагогических кадров – докладчик А.А. Марголис, научный руководитель проекта экспертно-аналитического сопровождения модернизации педагогического образования, первый проректор МГППУ до развития сетевого взаимодействия и современной электронной среды на основе результатов сопутствующих (текущих) проектов вузов-соисполнителей – дискуссант И.В. Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и формирования портрета современного учителя через взаимосвязанные процессы воспитания, обучения и развития – дискуссант А.В. Лубков, член-корреспондент РАО, ректор МПГУ.
Последующий второй день конференции начался с расширенного заседания Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», на котором был доложен опыт разработки и апробации образовательных программ в образовательных организациях – участниках комплексного проекта по модернизации педагогического образования. Среди докладчиков – руководители сопутствующих проектов:
В.В. Лаптев, вице-президент РАО, председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», исполняющий обязанности первого проректора РГПУ им. А.И. Герцена («Единство требований к учебно-методическому обеспечению как основа совершенствования качества педагогического образования»);
А.А. Федоров, ректор НГПУ им. К. Минина («Целевая подготовка и контрактное трудоустройство будущих учителей в федеральной образовательной повестке»);
А.Г. Гогоберидзе, директор института детства РГПУ им. А.И. Герцена («Новая модель подготовки педагогов дошкольного образования: опыт разработки и апробации образовательных программ»);
П.А. Сергоманов, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ («Системные проблемы подготовки руководителей образовательных организаций»);
В.А. Гуружапов, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ («Об итогах и проблемах апробации модульных основных профессиональных образовательных программ по направлению «Психолого-педагогическое образование» с направленностью (профилем) «Педагог начального общего образования»);
Р.А. Валеева, заведующая кафедрой педагогики, заместитель директора Института психологии и образования по международной деятельности КФУ («Проектирование содержания ОПОП по уровню образования бакалавриат, магистратура и аспирантура в условиях школьно-университетского партнерства»);
Е.И. Воробьева, заместитель директора высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ имени М.В. Ломоносова («Модернизация образовательных программ УГСН «Образование и педагогические науки» в САФУ имени М.В. Ломоносова: результаты проекта и перспективы развития»);
Т.А. Соловьева, директор института детства МПГУ («Опыт разработки, апробации и внедрения сетевых модульных образовательных программ высшего образования по профилю «Педагог-дефектолог»);
Э.К. Никитина, руководитель Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ («Компетентностная модель проектирования и апробации основной профессиональной образовательной программы «Педагог-исследователь (методист)»).
Дальнейшее обсуждение участниками отчетной конференции опыта разработки и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» по уровням высшего образования бакалавриат, магистратура и аспирантура продолжилось уже в рамках круглых столов.
Знаковым событием второй половины заключительного дня работы Всероссийской конференции по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации педагогического образования было участие О.Ю. Васильевой, Министра образования и науки Российской Федерации. Ректоры большинства педагогических вузов России, принявшие участие в итоговом пленарном заседании всероссийской конференции, приветствовали выступление главного руководителя учредительной организации стоя и овациями.
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева сообщила, что развитие педагогического образования на сегодняшний день является одним из стратегических направлений министерства. Такое внимание, по ее словам, обусловлено пониманием значимой роли педагога в обществе. Вместе с тем, заметив тот факт, что в России был период, когда по разным причинам общественное отношение к миссии педагога и роли учителя немного изменилось. «Тем не менее, каждый народ в мире прекрасно понимает, что именно педагог – его образовательная и воспитательная миссия оказывает большое внимание на формирование человека, его духовных ценностей и гражданской идентичности», отметила О.Ю. Васильева.
В настоящее время подготовка студентов по педагогическим программам ведется в 255 российских вузах, в которых обучается более 436 тысяч человек. «Мы констатируем, что несколько лет подряд реально растет интерес к профессии педагога, сильные абитуриенты выбирают педагогические направления подготовки», подчеркнула О.Ю. Васильева, добавив, что существенно растет количество «стобалльников», поступающих в педагогические вузы. Министр справедливо назвала это большим достижением.
Пленарное заседание продолжилось выступлением А.А. Марголиса, научного руководителя проекта экспертно-аналитического сопровождения модернизации педагогического образования, первого проректора МГППУ, который, подводя итоги конференции, напомнил, что проект по модернизации педагогического образования был инициирован министерством по поручению Президента Российской Федерации об усилении практической подготовки кадров и независимой оценке квалификации. Кратко осветил основные задачи и достижения многолетней работы всего экспертного сообщества.
В.В. Рубцов, академик РАО, ректор МГППУ построил свое выступление в духе «что было, что есть, на чем сердце успокоится». «Мы хотели построить такую систему педагогического образования, чтобы в результате у наших выпускников была сформирована полноценная профессиональная деятельность. Эту деятельность надо было изучить и расписать. Нам было важно не упустить не только предметную подготовку содержания, но и сам способ передачи этого содержания, поскольку без глубокой предметной подготовки, без глубоких психолого-педагогических и коммуникативных компетенций мы не получим достойного педагога», пояснил он, говоря о том, «что было». Говоря о том, «что есть», ректор сообщил, что «есть хорошо проработанная система образовательных программ и есть профессиональное сообщество, которое начинает разворачивать процессы организации педагогического образования в соответствии с профессиональной деятельностью». А «сердце успокоится», по его мнению, в том случае, если эту систему педагогического образования рассматривать в контексте Национальной системы учительского роста.
Участниками пленарного заседания с присутствием О.Ю. Васильевой, Министра образования и науки Российской Федерации также выступили: А.В. Лубков, член-корреспондент РАО, ректор МПГУ; А.А. Федоров, ректор НГПУ им. К. Минина; А.А. Симонова, ректор УрГПУ; Е.И. Казакова, член-корреспондент РАО, председатель Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки», заместитель директора Центра русского языка и славистики РАО; С.И. Богданов, член-корреспондент РАО, исполняющий обязанности ректора РГПУ им. А.И. Герцена; В.В. Лаптев, вице-президент РАО, председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», исполняющий обязанности первого проректора РГПУ им. А.И. Герцена.
Подводя итоги работы всероссийской конференции, В.В. Лаптев отметил важность преемственности достигнутых результатов для дальнейшего комплексного развития педагогического образования, выразив надежду, что в ближайшие пару лет результаты проведенного столь масштабного и по истине национального проекта экстраполируются на всю систему педагогического образования в России, достигнув позитивного эффекта от масштаба внедрения.
Материалы выступлений на всероссийской конференции по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации педагогического образования (19-20 октября 2017 года, Москва) опубликованы на портале по ссылке: http://педагогическоеобразование.рф/новости/38.