День воспитателя и всех дошкольных работников – молодой праздник, который появился благодаря педагогическим изданиям: «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование» и «Обруч», корреспонденты которых отмечали, что педагогов дошкольного образования должны почитать не меньше школьных учителей. Ведь детские сады – это первая ступень в развитии человека. И чествовать воспитателей просто необходимо. В обществе идею поддержали, и президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ. Праздник появился 27 сентября 2004 года. Официальный статус он получил в 2016 году. Правительство закрепило это в соответствующем постановлении.

«Установление профессионального праздника будет способствовать повышению престижа работы воспитателей и других специалистов дошкольных учреждений, исходя из приоритетов государственной политики в области защиты детства и развития социальных институтов», – говорилось в постановлении.

27 сентября 1863 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в современном понимании детский сад. Он появился благодаря стараниям профессора Императорского Санкт-Петербургского университета Карла Любегиля и его супруги Софьи Любегиль. Они были последователями учения германского педагога Фридриха Фебеля, которому принадлежит авторство термина «детский сад». Фебель исходил из того, что нужно развивать природные способности детей. Воспитателей он называл «садовниками» и «садовницами», а детей – «божьими растениями» и «цветами».

Заведение четы Любегиль на Васильевском острове приняло 30 мальчиков в возрасте от 3 до 6 лет. Их обучали чтению, пению, танцам и гимнастике. Учреждение существовало за счёт средств родителей детей, но несколько мальчиков из малоимущих семей посещали детский сад на безвозмездной основе. В течение последующих нескольких лет были открыты частные детские сады и других городах империи – Москве, Воронеже, Иркутске, Смоленске, Тифлисе.

Новый виток развития системы дошкольного образования начался с приходом советской власти на части территорий бывшей Российской империи. В конце 1917 года была провозглашена Декларация дошкольного образования, которая зафиксировала главные принципы дошкольного образования в новом государстве – всеобщая доступность и бесплатность. Именно тогда сложилась система дошкольного образования, которая, по существу, функционирует и в настоящее время.

В 1918 году открылся первый педагогический факультет, на котором готовили воспитателей для детей дошкольного возраста. Распространение детские сады получили при Советской власти, с 20-30 годов, когда потребовалось массово привлечь на работу женщин. Государственное финансирование позволило активно развивать систему детского образования с бесплатным посещением детей от 3 до 5 лет.  Первые ясли, в которые принимали малышей от 2 месяцев, открыли после Великой Отечественной войны.

Сегодня по данным Росстата в России насчитывается более 55 000 детских садов. Доступность дошкольного образования во всех возрастных группах превышает 96 %, в возрасте от 3 до 7 этот показатель приближается к 100 %.

Дошкольное образование и воспитание – важная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент в развитии ребёнка. И оттого, насколько этот фундамент будет качественным, надёжным и крепким, зависят успехи в дальнейшем школьном обучении и развитие личности в целом. В дошкольном образовании необходимо не только научить ребёнка определённым знаниям, умениям и навыкам, привить интерес к учебному процессу, помочь сделать первые шаги по ступеням обучения, но ещё и суметь сохранить в ребёнке его любознательность, открытость, искрящиеся глаза.

На педагоге, работающем с малышами, лежит большая ответственность. Чуткость, доброта, душевность и огромная любовь к детям – это те качества, которые должны присутствовать у высококлассного специалиста, занимающегося с детьми на ранних этапах онтогенеза.

Интересные факты

  • В начале XX века главными задачами воспитателя были формирование у детей эмоций и поведения в соответствии с принципами коммунистической морали, а также привитие трудовых навыков.
  • В 1936 году были учреждены устав детского сада и «Руководство для воспитателя детского сада».
  • В годы Великой Отечественной войны многие дети остались без родителей. Тогда были созданы дошкольные интернаты и круглосуточные детские дома.
  • В 1984-1990 годах в стране появилась первая «Типовая программа обучения в детском саду». Она готовила детей к обучению в школе с 6 лет.