«Золотая лекция» в Год педагога и наставника в МСПИ
Московский социально-педагогический институт с 2000 года выступает другом и партнёром Московского педагогического государственного университета и входит в Ассоциацию развития педагогического образования, реализуя с его участниками различные образовательные проекты.
Одним с таких проектов является «Золотая лекция», в котором наш институт принимает участие с 2021 года. В 2023 году продолжается реализация международного просветительского онлайн-проекта «Золотая лекция» профессорско-преподавательского состава вузов-партнёров Содружества, в котором участвуют педагогические вузы стран СНГ.
В этом году онлайн-проект стартовал 16 марта 2023 года. Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого Светлана Вячеславовна Пазухина провела «золотую лекцию» на тему: «Б.М. Теплов – учёный, психолог, наставник», посвящённую ключевым идеям Года педагога и наставника. В мероприятии приняли участие студенты и преподаватели МСПИ.
Борис Михайлович Теплов изучал врождённые задатки и развиваемые способности, характер, темперамент, разрабатывал методы их объективной диагностики и измерения. Занимался проблемой индивидуально-психологических различий, особое внимание уделял вопросам способностей и одарённости, их развития, структуры, природных предпосылок, разнообразия проявлений, понимая под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Разрабатывая целостную концепцию индивидуальности, Б.М. Теплов собрал обширнейший материал о жизни великих русских композиторов. Их биографии, воспоминания и творчество были проанализированы с разных точек зрения: 1) характера самих музыкальных способностей; 2) их органической связи с общей одарённостью; 3) взаимообусловленности способностей и личностных качеств; 4) соотношения общих и специальных способностей с задатками.
Б.М. Теплов провёл глубокий теоретический анализ проблемы метода в изучении основных свойств нервной системы человека. Одним из важнейших вопросов считал вопрос об относительной роли в изучении свойств нервной системы экспериментальных и «жизненных» показателей. Сформулировал гипотезу об обратной связи, существующей между силой нервной системы как пределом её работоспособности и её чувствительностью. Согласно этой гипотезе, низкая работоспособность нервной системы сочетается с высокой чувствительностью, что может компенсировать сниженные функциональные возможности. В этой гипотезе проявилась основная идея всех теорий Теплова: различия в способностях не означают различия в степени совершенства нервной системы, а лишь говорят о различии её возможностей.
В ходе лекции студенты и преподаватели МСПИ познакомились с богатейшим научным наследием доктора педагогических наук (по психологии), профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Бориса Михайловича Теплова, разработки которого в области военной маскировки помогли сохранить важнейшие памятники архитектуры в годы Великой Отечественной войны. Были раскрыты основные позиции концепции Б.М. Теплова, касающиеся психологии способностей, выявлены смысловые акценты терминологического аппарата в области одарённости, проанализированы психолого-педагогические условия развития одарённых детей, освещены примеры жизнедеятельности одарённых людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие человеческой культуры.
Студенты второго курса факультета педагогики и психологии МСПИ предложили продолжать работу в области сохранения исторической памяти о личностях, которых можно называть Учителями, Психологами, Наставниками с большой буквы.
В ближайшей перспективе преподаватели Московского социально-педагогического института (профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук Э.И. Сокольникова и доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук Т.С.Белякова), которые работают со дня его основания и уже несколько поколений, планируют выступить в рамках онлайн-проекта «Золотая лекция» с целью раскрытия малоизвестных страниц жизни и деятельности знаменитых педагогов в области образования и воспитания.