В 1989 году мировые лидеры дали историческое обещание детям всего мира, приняв Конвенцию о Правах Ребёнка Организации Объединённых Наций, которая является международным договором о признании прав детей в возрасте от 0 до 18 лет. Конвенция предписывает каждому государству-участнику обязанности по обеспечению каждого ребёнка специальными мерами защиты и помощью; доступом к таким услугам как образование и здравоохранение; возможностям развивать свою личность, способности и таланты в полной мере; возможность расти в среде счастья, любви и понимания; информацию и условия для участия в достижении своих прав доступным и активным способами, без какой-либо дискриминации.
Конвенция о Правах Ребёнка является наиболее широко ратифицированным договором о правах человека в истории.
Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребёнка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребёнку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создаёт специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребёнка) и наделяет его высокими полномочиями.
Идеи Конвенции вносят много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка. Её положение сводятся к четырём важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребёнка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.
Признавая ребёнка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчёркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребёнку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке.