МСПИ вошёл в ТОП-100 рейтинга вузов по Центральному федеральному округу

Достойно завершая юбилейный год, Московский социально-педагогический институт закрепил свои позиции в рейтингах лучших вузов России и вошёл в ТОП-100 рейтинга вузов по Центральному федеральному округу.

Ассоциация составителей рейтингов и Рейтинговое агентство RAEX при поддержке Российского Союза ректоров и информационном содействии Минобрнауки России впервые опубликовали пилотную версию локальных рейтингов вузов России. В рамках исследования была осуществлена независимая оценка деятельности широкого спектра региональных и узкоспециализированных вузов, исходя из реализации их образовательного и научного потенциала и влияния на социальную среду. В публикуемые рейтинги, отдельно составленные для каждого федерального округа страны, вошли 327 вузов из 79 регионов РФ.

Идея локальных рейтингов и основные методические основы были определены Рабочей группой Российского Союза ректоров по стратегическому академическому лидерству, в которую входят ректоры ведущих вузов, представители РАН, Минобрнауки России и Рособрнадзора. Локальные рейтинги продолжают развитие экосистемы рейтингов «Три миссии университета», оценивающих вузы с точки зрения сбалансированной реализации всех трех основных миссий вуза: образования, науки и взаимодействия с обществом.

В первоначальный шорт-лист были включены все вузы страны, за исключением образовательных учреждений, имеющих особую специфику. Так, в список участников не вошли вузы с доминирующей специализацией в области культуры, искусства, спорта, религии, подготовки сотрудников силовых структур. Впоследствии из шорт-листа были исключены малые вузы (менее 100 обучающихся очной формы) и вузы, дающие преимущественно заочное образование. Кроме того, из числа фигурантов локальных рейтингов были исключены национальные лидеры – вузы, вошедшие в 2021 году в Московский международный рейтинг «Три миссии университета» или в рейтинг лучших российских вузов RAEX-100.

«Состав высшей лиги отечественного образования всем хорошо известен – в существующих академических рейтингах из года в год фигурируют, как правило, одни и те же вузы. Но мы решили пойти дальше и выявить достойные университеты, остававшиеся за рамками ведущих рейтингов, – сообщил генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков. – В новых рейтингах впервые появились сильные специализированные вузы, которые из-за узкого профиля оставались за бортом институциональных рейтингов. Кроме того, расставлены по местам региональные вузы, качество работы которых во многом определяет тренды и темпы развития регионов России. Локальные вузы являются главными поставщиками кадров на местные рынки труда, они формируют научный потенциал и социальную среду на региональном уровне».

Методология составления локальных рейтингов заметно отличается от формирования национальных и глобальных списков. Во-первых, локальные рейтинги опираются исключительно на объективные данные из независимых источников. Традиционно используемые в ходе составления списка RAEX-100 процедуры анкетирования вузов и онлайн-опросов респондентов в случае с локальными рейтингами не применялись. Второе отличие – перечень критериев: в локальных рейтингах особое внимание уделено показателям, характеризующим условия для подготовки качественных кадров и региональную значимость вуза. При этом была снижена значимость некоторых показателей, традиционно важных для глобальных рейтингов: научные публикации и их цитирование весят всего 12%, а вес показателей международной интеграции (иностранные студенты, программы двух дипломов) равен нулю.

Локальные рейтинги содержат три группы показателей – «Образование» (вес 45%), «Наука» (вес 25%) и «Общество» (вес 30%). При оценке первой – образовательной – миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, многообразие образовательных программ, объем финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах.

Показатели группы «Наука» измеряют общий и удельный исследовательский бюджет вуза, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура), количество защит диссертаций, а также библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science, RSCI и РИНЦ.

При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались: вклад вуза в подготовку кадров для региона, доля обучающихся целевиков, участие вуза в сетевых формах обучения, доля студентов первого курса из других регионов, реализация дополнительных профессиональных программ, доля внебюджетного финансирования, частота упоминаний вуза в СМИ, аудитория сайта и количество подписчиков в социальных сетях, а также спортивные достижения вуза.

Важный вывод проведённого исследования заключается в том, что небольшие узкоспециализированные вузы занимают в системе образования страны сильные позиции. Не претендуя на лидерство в институциональных рейтингах, эти вузы показывают высокую конкурентоспособность в выбранных предметных нишах. Центральный федеральный округ стал самым представительным по числу участников. В локальный рейтинг вузов округа вошла 91 образовательная организация, в числе которых достойное место занимает Московский социально-педагогический институт, наряду с крупными государственными вузами Центрального федерального округа России.

Ректорат МСПИ поздравляет студентов, преподавателей и сотрудников института с этим выдающимся событием в истории нашего института! И в канун Нового года желает всем плодотворной деятельности, новых блестящих побед и творческих достижений в научно-образовательной и учебно-воспитательной сферах нашего вуза!