Научно-практическая конференция «Производственная практика – основной инструмент реализации практико-ориентированного подхода в МСПИ»
«Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь о него свои светильники».
Томас Фуллер
15 сентября 2022 года В МСПИ состоялась научно-практическая конференция «Производственная практика – основной инструмент реализации практико-ориентированного подхода в МСПИ».
Цели конференции:
- углубление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, активизация познавательной деятельности;
- стимулирование интереса студентов к будущей производственной деятельности, к своей специальности;
- обобщение и систематизация знаний по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;
- анализ учебно-производственной деятельности студентов;
- содействие раскрытию научного и творческого потенциала студенчества;
- подведение итогов производственной практики.
Задачи конференции:
- заинтересовать студентов в углублении знаний по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;
- прививать навыки и стимулировать учебную научно-исследовательскую деятельность студентов;
- пропаганда творческого потенциала студентов;
- профессиональная ориентация по выбранной специальности;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование ответственности за результаты и качество труда.
В работе конференции приняли участие представители ректората, деканы факультетов, сотрудники подразделений и деканатов, студенты всех факультетов МСПИ.
Открыл конференцию проректор по воспитательной работе и молодёжной политике Д.В. Смирнов. В своём вступительном слове он отметил, что в современном российском обществе на передний план выступают вопросы подготовки будущих специалистов, их профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к процессу производства. Качество подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования находится в прямой зависимости от глубины полученных учащимися знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков, полученных знаний в процессе производственного обучения и производственной практики. Практика обеспечивает студентам социализацию в профессиональной среде и помогает им глубже осознать правильность профессионального выбора; проверить уровень усвоения теоретических знаний, практических умений, полученных в учебном процессе; проверить и оценить свой уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к специальности. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы на базах практик. Студенты получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения и активно включиться в целостный процесс. А также учатся умению владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса, наставниками и коллегами. В процессе прохождения практики обучающиеся института осваивают современные технологии коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными возрастными группами, знакомятся с основными нормативными и методическими документами, со структурой организации, с должностными обязанностями и коллективом.
Анализ производственной практики на факультетах за 2021-2022 учебный год провели:
- старший преподаватель факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, учитель-логопед высшей квалификационной категории МА ДОУ № 61 Ромашка Т.А. Леонычева;
- заместитель декана факультета педагогики и психологии И.В. Шубина;
- специалист по учебно-методической работе факультета практической психологии, ассистент кафедры социально-психологической безопасности личности А.П. Домбровская.
В своих выступлениях они отметили, что по каждому виду практики преподавателями института совместно с работодателями разработаны программы, содержание которых соответствует общим целям образовательной программы. В помощь студентам созданы методические рекомендации, в которых отражены: программы практики; требования к её прохождению; образцы документов, которые студенты могут использовать в качестве примера; перечень отчётных документов, которые необходимо представить по итогам прохождения практики. Руководители практики знакомят студентов с задачами, базами практики, проводят инструктажи по технике безопасности и охране труда.
Своими впечатлениями о прохождении практики поделились студенты:
- Постоляко Елизавета (студентка 4 курса факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, профиль «Логопедия»);
- Замораева Ксения, Орлова Дарья, Пронина Лидия, Кравчук Наталья, Горборукова Светлана (студентки 2 курса факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»);
- Ерохина Анастасия (студентка 3 курса факультета педагогики и психологии, профиль «Начальное образование»);
- Блинникова Виктория (студентка 4 курса факультета педагогики и психологии, профиль «Начальное образование»);
- Галахова Яна, Архипова Евгения (студентки 2 курса магистратуры факультета практической психологии, профиль «Консультативная психология»).
Все студенты выразили мнение о том, что во время производственной практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического учебно-практического обучения, приобретение ими умения и навыков практической работы по присваиваемой квалификации и избранной специальности или профессии. Прохождение производственной практики позволяет на ранних этапах обучения определить: насколько будущая профессия актуальна и интересна, а также то, насколько соответствует студент избранной профессиональной деятельности. Невозможно получить полноценное образование без прохождения практики. Поскольку практическая деятельность позволяет определить, как теоретические знания помогают при выполнении практических операций.
Благодаря производственной практике практиканты познакомились с основами будущей профессиональной деятельности, определили уровень собственной подготовки к предстоящей работе. Во время практики они имели возможность научиться осуществлять самостоятельный анализ, исследовать деятельность базы практики, предлагать собственные рационализаторские и творческие решения. Подводя итоги о значении в научно-образовательном процессе такого важного направления как практика, обозначим возможности, которые даёт практика студенту:
- закрепить теоретические знания;
- применить знания и навыки на практике;
- сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной специальности, которые не видны в теории;
- непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;
- получить навык поиска работы и общения с работодателем;
- получить опыт взаимодействия с высококвалифицированным профессионалом-наставником;
- как можно раньше понять, что специальность или даже область выбраны неверно и не соответствуют вашим требованиям к профессии;
- сориентироваться в профессии и определиться с направлением дальнейшего роста;
- «прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему ещё нужно подучиться;
- подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;
- получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;
- добиться первых успехов и проявить способности в выбранной специальности перед будущим работодателем.
Производственная практика также помогает руководителям предприятий познакомиться с новыми кадрами и, если они того достойны, пригласить их к себе на работу по окончанию учебного заведения. Сегодня именно на производственной практике студенту предоставляется возможность проявить и зарекомендовать себя. Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его профессиональной карьеры. В работе конференции принял участие директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 538 имени С.В. Гришина» М.М. Улькин, который в своём выступлении отметил, что, несмотря на то, что студенты-практиканты – довольно хлопотное дело для организации, в производственной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация получает возможность:
- присмотреть себе ценные молодые кадры заранее;
- «воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми именно своей организации требованиями и спецификой;
- скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.
На конференции была представлена экспозиция научно-методических пособий по тематике производственной практики.
По итогам работы конференции была принята резолюция, основные положения которой заключаются в следующем:
- Проведение систематической работы по корректировке содержания учебных рабочих программ теоретического и производственного обучения с учётом требований рынка труда.
- Расширение тематики курсовых и дипломных проектов, связанных с областью профессиональной деятельности.
- Организация и проведение семинарских занятий с целью обобщения и систематизации знаний, анализа учебно-производственной деятельности студентов.
- Ежегодное проведение заключительной конференции по итогам производственной практики на основе анализа её прохождения.
- Расширение образовательного пространства баз практик студентов.
- Организация и проведение регулярных встреч с целью обобщения и систематизации опыта, полученного в процессе прохождения практики.
- Организация систематического взаимодействия с работодателями с целью дальнейшего трудоустройства выпускников вуза.
- Размещение на официальном сайте МСПИ материалов научно-практической конференции.
Научно-практическая конференция «Производственная практика – основной инструмент реализации практико-ориентированного подхода в МСПИ» прошла интересно и продуктивно. Пусть проведение таких конференций станет доброй традицией в научно-образовательном процессе МСПИ!