Научное сотрудничество факультетов МСПИ и Таврической академии Крымского федерального университета

На основании соглашения о научном сотрудничестве между факультетом практической психологии МСПИ и факультетом психологии Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И Вернандского» в мае – июне 2021 года под руководством профессора кафедра практической психологии и арт-терапии, доктора философских наук и кандидата психологических наук Никитина Владимира Николаевича осуществляется эмпирическое и экспериментальное исследование стрессоустойчивости в рамках международного научного проекта с участием Болгарской академии наук: «Онтология саморегуляции – искусство как средство противодействия пандемии».

Проект направлен на решение теоретических и практических задач в области психологии здоровья, таких как:

  1. диагностика личностных особенностей, ценностных ориентаций, отношения к своему здоровью и к будущему у студентов психологической специализации;
  2. выявление особенностей реагирования участников эксперимента на стрессовые ситуации с учётом анализа уровня самооценки, личностной и ситуативной тревожности;
  3. обучение студентов ? участников эксперимента навыкам саморегуляции и повышение их стрессоустойчивости.

В качестве рабочей гипотезы выдвигаются следующие положения:

  • Мировоззренческие и ценностные позиции определяют устойчивость, объём и качество направленного внимания субъекта при восприятии состояния психики и организма, что предопределяет возможность стрессовоустойчивости.
  • Способность устойчивой концентрации направленного внимания на объекте восприятия определяет эффективность освоения техник и приёмов саморегуляции.
  • Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных особенностей (психотипом) и функциональным состоянием мозга.
  • Существует зависимость между уровнем тревожности и особенностями ценностных ориентаций студентов.
  • Существует взаимосвязь между уровнем тревожности и стрессоустойчивостью, с одной стороны, и видением себя и своего будущего – с другой.

В эксперименте принимает участие 30 студентов Таврической академии (15 человек экспериментальная выборка + 15 человек ? контрольная), студенты 1 курса факультета психологии.

Структура эксперимента представлена двумя блоками: психофизическим и социально-психологическим.

В рамках психофизического блока осуществляется развитие способностей к объективному восприятию себя как единства психических и соматических возможностей. В процессе работы студенты осваивают техники дыхания, движения, развивают кинетические, кинестетические, сенсомоторные, сензитивные и когнитивные способности. Средствами выражения также выступают речь, голос, просодические техники коммуникаций. Занятия проходят в креативной обстановке, создающей условия для формирования новых навыков и способностей для преодоления потенциальных стрессовых состояний. Освоение базовых положений модифицированной модели аутотренинга Шульца с актуализацией образного ряда уже позволило студентам решить актуальные психологические проблемы. Например, по отзывам студентов, практика психотехник помогла снимать предэкзаменационный стресс при подготовке и сдаче экзаменов, улучшились сон и настроение.

Социально-психологический блок представлен техниками психодрамы и драматерапии. Студенты разыгрывают ролевые сцены в образах актёров театра Дель-Арте, психодраматические действия на актуальные для участников группы темы с использованием техник обмена ролями, внутреннего голоса, двуликого Януса и, самое необычное для их восприятия, – участвуют в постановке перформанса по поэме В. Маяковского «Облако в штанах».

Проведение исследования на базе Таврической академии продлится до 18 июня 2021 г.