Производственная практика на факультете практической психологии

«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму».
Восточная мудрость


03 октября 2023 года в Московском социально-педагогическом институте и Социально-педагогическом колледже состоялась традиционная ежегодная конференция «Производственная практика – основной инструмент реализации практико-ориентированного подхода в МСПИ и СПК», посвящённая подведению итогов организации и проведения практики в институте и колледже в 2022/2023 учебном году. Программа конференции согласована с ректором МСПИ Д.А. Мельниковым. На мероприятии присутствовали студенты, преподаватели и сотрудники МСПИ и СПК, члены ректората и приёмной комиссии МСПИ, выпускники, представители дружественных школ столицы.

Конференцию открыл проректор по воспитательной работе и молодёжной политике МСПИ Д.В. Смирнов, который в своём обращении к участникам встречи подчеркнул значимость производственной практики в образовательном процессе: «Практика даёт возможность осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть опытом практической работы, а также сформировать профессиональную компетентность».

Краткий экскурс в более чем 100-летнюю историю становления и развития педагогической практики подготовила начальник управления пресс-службы МСПИ, кандидат филологических наук Н.Н. Матросова.

Об отражении результатов педагогической практики в научно-исследовательской деятельности при написании курсовых и выпускных квалификационных работ студентов сообщила проректор по научной работе и контролю качества образования, кандидат педагогических наук И.В. Шубина.

Результаты анализа организации и прохождения производственной практики за предыдущий учебный год в колледже представила главный специалист по учебно-методической работе СПК Т.П. Царёва.

Факультет практической психологии на конференции представлял заведующий кафедрой социально-психологической адаптации личности факультета практической психологии, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор А.В. Морозов.

В своём докладе Александр Владимирович подвёл итоги работы факультета по организации и проведению всех видов практики для студентов бакалавриата и магистратуры за 2022-2023 учебный год:

«Многообразие профессиональной деятельности психолога предполагает не только овладение теоретическими знаниями на высоком уровне, но и формирование в процессе обучения умений и навыков. Конечно, данный аспект предусматривает использование разнообразных форм организации занятий, но формированию самостоятельности в применении знаний, связанных с будущей профессиональной деятельностью, способствует практика.

За отчётный период количество студентов, прошедших практику, составило 277 человек, из них 204 – в бакалавриате и 73 – в магистратуре.

Подготовка студентов к прохождению практики проводится поэтапно. Сначала им читаются лекции и проводятся тренинги по базисным профессиональным навыкам. Затем они знакомятся с организацией психологической помощи в различных учреждениях. После чего студенты самостоятельно проводят ряд бесед с клиентами, о результатах которых они докладывают в ходе групповой супервизии. Обсуждение хода бесед происходит под руководством преподавателей как в присутствии всей группы, так и индивидуально с каждым студентом. На практике студенты реализуют полученные теоретические знания, применяют навыки и техники, которые до этого отрабатывали только в упражнениях друг с другом.

По свидетельству наших выпускников, это самый важный аспект практики. Именно на супервизиях происходит осознание реальности происходящего: факт самостоятельной работы часто с первым в жизни клиентом, понимание своих собственных чувств и действий в ходе беседы. Групповая супервизия позволяет студентам научиться смотреть на проблему каждого пациента со многих точек зрения: сколько студентов в группе, столько мнений и дополнений.

В процессе супервизий студенты учатся строить гипотезы дальнейшей работы с клиентом, которые реализуют затем в ходе последующих бесед. В результате они успевают не только сами приобрести практические навыки, но и провести психологическую коррекцию актуального эмоционального состояния клиента. Получив видимый результат своей работы, они становятся более уверенными в себе.

Развитие и формирование профессионально значимых качеств личности психолога в процессе практической подготовки может рассматриваться как основа профессиональной успешности будущего практического психолога».

О плодотворном сотрудничестве и опыте взаимодействия в рамках заключённых договоров между институтом и школами Москвы рассказали участникам конференции:

- педагог-психолог ГБОУ г. Москвы «Школа № 538 имени С.В. Гришина» С.А. Смирнов;

- заместитель директора по содержанию образования ГБОУ г. Москвы «Школа № 534» Е.М. Сулейменов;

- заместитель директора по социализации, воспитанию и безопасности обучающихся ГБОУ г. Москвы «Школа № 1297» Ф.А. Шумский.

Затем в своих содержательных и эмоциональных выступлениях впечатлениями о прохождении практики поделились студенты:

Магистрантка 3 курса магистратуры факультета практической психологии Сердюк Виолетта рассказала о научном исследовании и апробации во время прохождения практики проекта на тему: «Позитивное мышление как фактор саморегуляции и субъективного благополучия будущих психологов». Интересен тот факт, что исследование проводилось на базе МСПИ со студентами факультета практической психологии. Результаты данного исследования будут полезны как для самих студентов, так и для преподавателей. Данная форма проведения практики даёт возможность расширить представление о деятельности всех участников образовательного процесса, что позволяет усилить качество подготовки будущих специалистов.

О практике студента как основе формирования профессиональных действий молодого специалиста – выпускника МСПИ рассказала заместитель начальника управления воспитательной работы и молодёжной политики, выпускница факультета практической психологии 2023 года Н.В. Попова.

По итогам конференции была принята резолюция.