Производственная практика – главный инструмент реализации практико-ориентированного подхода в МСПИ

В современном российском обществе на передний план выступают вопросы подготовки будущих специалистов, их профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к процессу производства. Качество подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования находится в прямой зависимости от глубины полученных учащимися знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков, полученных знаний в процессе производственного обучения и производственной практики. Практика обеспечивает студентам социализацию в профессиональной среде и помогает им глубже осознать правильность профессионального выбора; проверить уровень усвоения теоретических знаний, практических умений, полученных в учебном процессе; проверить и оценить свой уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

База практик института постоянно расширяется. Так, в августе 2023 года МСПИ заключил договор с федеральным казённым учреждением «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации», где совершенствовать свои навыки и компетенции будут студенты факультета государственного и муниципального управления, факультета педагогики и психологии, факультета практической психологии, факультета коррекционной педагогики и специальной психологии нашего института.

Аппарат Общественной палаты осуществляет организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Общественной палаты, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей; обеспечивает взаимодействие Общественной палаты с Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; осуществляет взаимодействие Общественной палаты с международными неправительственными организациями; заключает по поручению Общественной палаты договоры с организациями на экспертизу проектов законов и иных правовых актов; предварительно рассматривает обращения граждан и организаций; обеспечивает предоставление общероссийским государственным организациям теле- и радиовещания информации, необходимой для подготовки обзорных информационно-просветительских программ; заключает гражданско-правовые договоры с учёными и специалистами, научными и иными организациями для осуществления экспертных и научно-аналитических работ по вопросам защиты прав ребенка, субъектов предпринимательской деятельности.

Руководитель Аппарата Общественной палаты Российской Федерации – Доронин Николай Александрович.

Цели практики:

  • углубление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, активизация познавательной деятельности;
  • стимулирование интереса студентов к будущей производственной деятельности, к своей специальности;
  • обобщение и систематизация знаний по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;
  • анализ учебно-производственной деятельности студентов;
  • содействие раскрытию научного и творческого потенциала студенчества;
  • подведение итогов производственной практики.

Задачи практики:

  • заинтересовать студентов в углублении знаний по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;
  • прививать навыки и стимулировать учебную научно-исследовательскую деятельность студентов;
  • пропаганда творческого потенциала студентов;
  • профессиональная ориентация по выбранной специальности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование ответственности за результаты и качество труда.

Преподавателями института совместно с работодателями разработаны программы, содержание которых соответствует общим целям образовательной программы. В помощь студентам созданы методические рекомендации, в которых отражены: программы практики; требования к её прохождению; образцы документов, которые студенты могут использовать в качестве примера; перечень отчётных документов, которые необходимо представить по итогам прохождения практики. Руководители практики знакомят студентов с задачами, базами практики, проводят инструктажи по технике безопасности и охране труда.

Благодаря производственной практике студенты познакомятся с основами будущей профессиональной деятельности, определят уровень собственной подготовки к предстоящей работе. Во время практики они будут иметь возможность научиться осуществлять самостоятельный анализ, исследовать деятельность базы практики, предлагать собственные рационализаторские и творческие решения.

Подводя итоги о значении в научно-образовательном процессе такого важного направления как практика, отметим, что практика даёт студенту возможности:

  • закрепить теоретические знания;
  • применить знания и навыки на практике;
  • сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной специальности, которые не видны в теории;
  • непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;
  • получить навык поиска работы и общения с работодателем;
  • получить опыт взаимодействия с высококвалифицированным профессионалом-наставником;
  • как можно раньше понять, что специальность или даже область выбраны неверно и не соответствуют вашим требованиям к профессии;
  • сориентироваться в профессии и определиться с направлением дальнейшего роста;
  • «прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему ещё нужно подучиться;
  • подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;
  • получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;
  • добиться первых успехов и проявить способности в выбранной специальности перед будущим работодателем.

Производственная практика также помогает руководителям предприятий познакомиться с новыми кадрами и, если они того достойны, пригласить их к себе на работу по окончании учебного заведения. Сегодня именно на производственной практике студенту предоставляется возможность проявить и зарекомендовать себя. Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его профессиональной карьеры. Становясь базой практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация получает возможность:

  • присмотреть себе ценные молодые кадры заранее;
  • «воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми именно своей организации требованиями и спецификой;
  • скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.