Производственная практика – инструмент реализации практико-ориентированного подхода в МСПИ и СПК
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму».
Восточная мудрость
03 октября 2023 года в Московском социально-педагогическом институте и Социально-педагогическом колледже состоялась традиционная ежегодная конференция «Производственная практика – основной инструмент реализации практико-ориентированного подхода в МСПИ и СПК», посвящённая подведению итогов организации и проведения практики в институте и колледже в 2022/2023 учебном году. Программа конференции согласована с ректором МСПИ Д.А. Мельниковым. На мероприятии присутствовали студенты, преподаватели и сотрудники МСПИ и СПК, члены ректората и приёмной комиссии МСПИ, выпускники, представители дружественных школ столицы.
Конференцию открыл организатор мероприятия – проректор по воспитательной работе и молодёжной политике МСПИ Д.В. Смирнов, который в своём обращении к участникам встречи подчеркнул значимость производственной практики в образовательном процессе: «Практика даёт возможность осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть опытом практической работы, а также сформировать профессиональную компетентность».
Краткий экскурс в более чем 100-летнюю историю становления и развития педагогической практики подготовила начальник управления пресс-службы МСПИ, кандидат филологических наук Н.Н. Матросова.
Об отражении результатов педагогической практики в научно-исследовательской деятельности при написании курсовых и выпускных квалификационных работ студентов сообщила проректор по научной работе и контролю качества образования, кандидат педагогических наук И.В. Шубина.
Результаты анализа организации и прохождения производственной практики за предыдущий учебный год в колледже представила главный специалист по учебно-методической работе СПК Т.П. Царёва.
Информацией об организации практики в 2022/2023 учебном году и перспективах дальнейшего развития этого направления деятельности на факультетах МСПИ поделились представители факультетов:
- заведующий кафедрой социально-психологической адаптации личности факультета практической психологии, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор А.В. Морозов; в своём выступлении докладчик обратил особое внимание на качество организации практики;
- специалист по учебно-методической работе факультета педагогики и психологии О.А. Филиппова; интерес слушателей вызвал рассказ о вожатской практике;
- старший преподаватель факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Т.А. Леонычева; в докладе говорилось о сотрудничестве факультета с профильными организациями в системах здравоохранения, социальной сферы и педагогического образования;
- старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента, креативный директор Первой кадровой студии Д.А. Клепинин; он обратил внимание аудитории на новый формат организации стажировки с использованием доступных электронных ресурсов города соответствующего направления для самостоятельного поиска места прохождения практики, что значительно расширяет масштабы поиска баз практики, и для овладения профессиональными компетенциями будущими управленцами и госслужащими.
О плодотворном сотрудничестве и опыте взаимодействия в рамках заключённых договоров между институтом и школами Москвы рассказали участникам конференции:
- педагог-психолог ГБОУ г. Москвы «Школа № 538 имени С.В. Гришина» С.А. Смирнов;
- заместитель директора по содержанию образования ГБОУ г. Москвы «Школа № 534» Е.М. Сулейменов;
- заместитель директора по социализации, воспитанию и безопасности обучающихся ГБОУ г. Москвы «Школа № 1297» Ф.А. Шумский.
Затем в своих содержательных и эмоциональных выступлениях впечатлениями о прохождении практики поделились студенты:
- магистрантка 3 курса магистратуры факультета практической психологии Сердюк Виолетта рассказала о научном исследовании и апробации во время прохождения практики проекта на тему: «Позитивное мышление как фактор саморегуляции и субъективного благополучия будущих психологов»;
- студентка 4 курса бакалавриата факультета педагогики и психологии, признанный эксперт в организации педагогической вожатской практики Ерохина Анастасия поделилась своим многолетним увлекательным опытом работы в качестве вожатой;
- студентки 3 курса факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Бондарева Дарья, Война Валерия и Леонова Алеся, а также студент 2 курса бакалавриата факультета государственного и муниципального управления Карачевец Игорь описали процесс прохождения учебной практики.
О практике студента как основе формирования профессиональных действий молодого специалиста – выпускника МСПИ рассказала заместитель начальника управления воспитательной работы и молодёжной политики, выпускница 2023 года Н.В. Попова.
По итогам конференции была принята резолюция, в основе которой следующие положения:
- Проведение систематической работы по корректировке содержания программ практик с учётом изменений требований и стандартов.
- В связи с современными вызовами, ориентирование студентов – практикантов на формирование у школьников идейно – нравственных, духовных качеств и бережного отношения к традиционным семейным ценностям, исторической правде.
- Расширение тематики курсовых и дипломных проектов, связанных с практическим применением.
- Регулярное проведение семинарских занятий с целью обобщения и систематизации знаний, анализа учебно-производственной деятельности студентов.
- Ежегодное проведение научно-практической конференции по итогам производственной практики.
- Расширение образовательного пространства баз практики студентов.
- Размещение на сайте образовательного учреждения итогов и материалов научно-практической конференции.
- Усиление развития взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения в рамках прохождения практики студентами факультета коррекционной педагогики и специальной психологии.
- Заключение договора с Национальным медико-хирургическим центром имени Н. И. Пирогова.
- Применение на практике опыта организации стажировки с использованием доступных электронных ресурсов города соответствующего направления (регистрацией на них) для самостоятельного поиска места прохождения практики.