Реализация проекта МСПИ «Международная школа профессиональных компетенций будущих педагогов и психологов»
Четвёртый год подряд Московский социально-педагогический институт становится победителем Всероссийского конкурса молодёжных проектов, который проводит Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь), одним из основных направлений деятельности которого является грантовая поддержка молодёжных инициатив. Участниками Конкурса стали 354 образовательные организации высшего образования из 80 регионов России.
В 2022 году МСПИ разработал и подал на Всероссийский конкурс молодёжных проектов два проекта, один из которых – «Международная школа профессиональных компетенций будущих педагогов и психологов» в номинации #создавай_возможности. Проекты МСПИ признаны достойными победителями конкурса и получили поддержку в Комитете общественных связей и молодёжной политики города Москвы.
Проект «Международная школа профессиональных компетенций будущих педагогов и психологов» направлен на развитие профессиональных компетенций будущих педагогов и психологов путём организации краткосрочной стажировки 20 студентов в одну из зарубежных стран для изучения профессионального опыта в сфере педагогики и психологии.
Цели проекта:
- вовлечение молодёжи, обучающихся в российских учебных заведениях в активную деятельность, направленную на поиск и развитие профессиональных компетенций будущих педагогов и психологов;
- распространение инноваций теоретического и практического опыта педагогического образования;
- укрепление научного и педагогического сотрудничества российских и зарубежных вузов.
Задачи проекта:
- подготовка и проведение Межвузовской научно-практической конференции;
- конкурсный отбор студенческих проектов по итогам Межвузовской научно-практической конференции;
- организация и проведение краткосрочной стажировки в Витебском государственном университете имени П.М. Машерова (Республика Беларусь) с целью изучения профессионального опыта в сфере педагогики и психологии;
- анализ результатов проекта, научного и педагогического сотрудничества российских и зарубежных студентов.
В рамках реализации проекта с 5 по 8 октября в Подмосковье Московским социально-педагогическим институтом была организована и проведена Межвузовская научно-практическая конференция, в работе которой приняли участие студенты, педагоги, представители ректората, деканы факультетов и сотрудники Московского социально-педагогического института, Московской международной академии, Николо-Угрешской духовной семинарии, Российской таможенной академии, Московского государственного областного университета, Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Социально-педагогического колледжа и Гуманитарного колледжа РГГУ .
Открыл конференцию ректор МСПИ Д.А. Мельников. В своём приветствии ректор рассказал присутствующим на конференции об участии Московского социально-педагогического института во Всероссийском конкурсе молодёжных проектов среди образовательных организаций высшего образования и активной работе по вовлечению студенческой молодёжи МСПИ в творческую деятельность и социальную практику, повышению гражданской активности, формированию здорового образа жизни и раскрытию потенциала учащихся, а также созданию эффективной системы социальных лифтов для самореализации студентов. Д.А. Мельников обратил особое внимание аудитории на практико-ориентированный подход в образовательном процессе института, а также усиление профессиональных компетенций обучающихся, что отмечено красной линией в учебных планах факультетов вуза. Руководитель института пожелал участникам мероприятия плодотворной работы, интересных дискуссий и активной познавательной деятельности в процессе обмена мнениями и научными взглядами.
С онлайн обращением выступил Почётный профессор МСПИ, доктор филологических наук, вице-президент Венгерского объединения прикладных лингвистов и преподавателей иностранных языков Сергей Тот, который отметил высокий уровень организации мероприятий, на которых ему довелось присутствовать в нашем институте. Он пожелал участникам мероприятия продуктивно поработать и затем хорошо провести время и отдохнуть.
Диалог продолжила депутат Московской городской Думы, директор Государственного бюджетного учреждения Территориального центра обслуживания «Коломенское» О.Н. Мельникова, её тема выступления: «Педагог будущего».
Затем слово было предоставлено студентке 3 курса (специальность «Клиническая психология», специализация «Патопсихологическая диагностика и психотерапия») факультета общей и клинической психологии Московской международной академии – К.Д. Сахаровой, которая выступила с сообщением на тему: «Как сохранить себя, когда привычный мир рушится?» В начале своего выступления она вручила ректору МСПИ Д.А. Мельникову благодарственное письмо от ректора ММА, доктора филологических наук Л.М. Терентия.
В мероприятии принял участие заместитель директора по содержанию образования Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа №534» Е.М. Сулейменов, который представил вниманию слушателей доклад на тему: «Современные компетенции учителя в дополненной реальности».
С особенностями профессиональных компетенций будущих психологов участников конференции познакомила кандидат психологических наук, профессор кафедры социальной психологии безопасности личности МСПИ С.В. Трушкова.
Опытом формирования педагогического коллектива поделилась учитель биологии и географии Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 354 имени Д.М. Карбышева» В.А. Неделько в докладе на тему: «Профессиональные компетенции педагогического коллектива школы №354 им. Д.М. Карбышева в области экологического образования». Она вручила благодарственное письмо ректору МСПИ от коллектива школы.
В актуальность разговора о профессиональных компетенциях в области коррекционной педагогики вступил старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии и логопедии МСПИ А.Г. Селюков с темой выступления: «Норма и отклонения в развитии человека: современный подход и дискуссионные вопросы».
Своим жизненным опытом поделилась О.Г. Бурова, доцент кафедры начального образования Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук, заместитель директора Академии профессионального образования; она выступила на тему: «Педагог, дети с особыми образовательными потребностями и психологический климат семьи».
Неотъемлемой частью становления педагога является формирование духовно-нравственных компетенций. Эту тему в своём выступлении раскрыл старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии И.Г. Яковлев в докладе: «Духовно-нравственные компетенции педагога во внеурочной деятельности».
В продолжение диалога онлайн-слово было предоставлено доктору философских наук, профессору факультета образовательных наук Университета «Гоце Делчев» в Македонии, Почётному профессору МСПИ Трайче Стоянову, который пожелал участникам конференции успешной работы над очередным проектом. «Обучение, приобретение компетенций и знаний – это выбор, который учитель сделал на всю жизнь. Учитель никогда не прекращает учиться», - отметил профессор. Трайче Стоянов пожелал студентам использовать уникальную возможность учиться у лучших и развивать свой творческий и профессиональный потенциал, усердно работать и быть самоотверженными. Учёный выразил искреннюю надежду на скорейшую долгожданную встречу с коллегами из МСПИ, воссоединение и продолжение сотрудничества.
Пленарное заседание завершилось ярким и зажигательным концертом, который под руководством проректора по воспитательной работе и молодёжной политике Д.В. Смирнова подготовили студенты МСПИ и посвятили Всемирному дню учителя.
Работа конференции продолжилась по секциям.
На заседании секции факультета коррекционной педагогики и специальной психологии были представлены следующие доклады:
- Борисова Елизавета, Сергеев Анатолий (4 курс): «Наставничество в получении первичного опыта профессиональной деятельности будущих логопедов и дефектологов».
- Карпина Евгения (2 курс): «Применение электронных образовательных технологий в логопедической работе: актуально, востребовано, эффективно».
- Постоляко Елизавета, Кашина Ксения, Сеничева Юлия (4 курс): «Популяризация русского жестового языка среди молодёжи».
- Замараева Ксения, Орлова Дарья (2 курс): «Адаптация студентов в их интеграции в профессиональную деятельности».
- Пронина Лидия, Горбарукова Светлана (2 курс): «Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья».
- Чубарцев Никита (3 курс): «Методика подкастов как способ расширения кругозора студентов».
- Колобаева Любовь, Филиппова Ольга (4 курс): «Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством участия в квест-играх с элементами арт-терапии».
На заседании секции факультета педагогики и психологии были представлены следующие доклады:
- Филиппова Ольга (3 курс): «Современный учитель. Какой он глазами общества?»
- Минаев Иван (3 курс): «Педагог иностранного языка в мире компьютеризации».
- Рудаков Максим (2 курс): «Педагог цифровой эпохи: чему и зачем учиться?»
- Давыдова Светлана (2 курс): «Понятие «творческая личность». Критерии и показатели творческого успеха».
- Блинникова Виктория (4 курс): «Ценности и приоритеты современного педагогического образования».
- Ерохина Анастасия (3 курс): «Профессиональные компетенции современного педагога-вожатого в организации летнего оздоровительного отдыха».
- Смыслова Наталья (4 курс, Российская таможенная академия): «Английский язык специалиста как область его профессиональных компетенций (на примере профессиональной деятельности)».
На заседании секции факультета практической психологии были представлены следующие доклады:
- Браилкина Алла (4 курс): «Формирование навыков саморегуляции у будущих психологов».
- Бухарова Полина (2 курс): «Формирование коммуникативных компетенций у будущих педагогов».
- Галахова Яна (2 курс магистратуры): «Психология супружеской неверности».
- Позднякова Екатерина (3 курс): «Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности будущих психологов».
- Пугачева Елена (2 курс магистратуры): «Психологическая помощь женщинам в ситуации развода».
- Пягай Диана (3 курс): «Планирование и организация работы по предупреждению возможного неблагополучия в психическом личностном развитии обучающихся».
- Семина Юлия (2 курс магистратуры): «Выявление и изменение деструктивных паттернов поведения женщины в отношении с партнёром».
- Скоркина Анастасия (3 курс магистратуры): «Особенности личностных черт пользователей социальной сети Instagram».
- Воронова Дарья (4 курс, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова): «Коммуникативные компетенции в работе с клиентом».
По окончании работы секций специалисты управления воспитательной работы и молодёжной политики Е.А. Борисова и Н.В. Попова вместе со студентами всех факультетов организовали и провели тренинги: «Как стать уверенней в себе», «Повышение коммуникативных компетенций», «Время для себя». В заключение этого увлекательного, познавательного и масштабного мероприятия ректор МСПИ Д.А. Мельников вручил участникам сертификаты.
Ректорат МСПИ благодарит всех авторов, создателей и участников проекта-победителя нашего вуза «Международная школа профессиональных компетенций будущих педагогов и психологов», организаторов Межвузовской научно-практической конференции, участников – партнёров МСПИ из образовательных организаций и желает всем активного творческого поиска и дальнейших успехов в создании и реализации социально-ориентированных молодёжных инициатив!