Ректор МСПИ Д.А. Мельников на заседании Совета Российского Союза ректоров

19 апреля 2023 года состоялось расширенное заседание Совета Российского союза ректоров (РСР), на котором обсудили трансформацию российского образования. Предполагается, что новая национальная система высшего образования будет состоять из трёх уровней: базовое (основное) высшее образование, специализированное высшее образование и аспирантура.

В заседании приняли участие:

  • министр науки и высшего образования России В.Н. Фальков;
  • председатель Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова;
  • председатель Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по науке и высшему образованию С.В. Кабышев;
  • помощник президента России А.А. Фурсенко;
  • президент российской академии наук В.Я. Красников;
  • ректор МСПИ Д.А. Мельников;
  • и другие.

Повестка заседания включала следующие вопросы:

  1. Совершенствование системы высшего образования: подходы и предложения ректорского сообщества.
  2. О развитии сети филиалов российских вузов в зарубежных странах и международном сотрудничестве Российского Союза ректоров.
  3. О подготовке и применении предметных рейтингов вузов в рамках Московского международного рейтинга «Три миссии университета».

Согласно посланию президента России В.В. Путина Федеральному собранию от 21 февраля 2023 г. в соответствии с вызовами, которые сегодня стоят перед Россией, отечественной высшей школе необходима трансформация через «синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий». Первостепенная задача изменений национальной системы высшего образования в том, чтобы обеспечить безопасность, суверенитет и конкурентоспособность России. Для этого за ближайшие 5 лет необходимо подготовить примерно 1 млн специалистов в области электронной промышленности, робототехники, металлургии, машиностроения, фармацевтики, сельского хозяйства, строительства, транспорта, атомной отрасли и др.

Планируется, что национальная система высшего образования изменится следующим образом: во-первых, предлагается вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может варьироваться от 4 до 6 лет в зависимости от конкретной профессии и запросов рынка труда. Во-вторых, если профессия требует дополнительной подготовки, выпускник сможет продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. В-третьих, в отдельный уровень высшего образования выделят аспирантуру в целях подготовки кадров для научной и преподавательской деятельности. Эти изменения не повлияют на тех, кто уже получил высшее образование.

С докладом выступил президент российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, который в своём выступлении обратил внимание на ключевые вопросы: сохранение преемственности научных школ, материальная поддержка аспирантов в целях повышения их мотивации на проведение исследований высокого уровня, влияние новых технологий на уровень образования студентов и др. В частности, В.А. Садовничий считает необходимым рассмотреть риски, связанные с использованием студентами методов искусственного интеллекта при подготовке научных работ.

Министр В.Н. Фальков в выступлении на заседании Совета РСР отметил, что в рамках трансформации системы высшего образования в России будут перераспределены контрольные цифры приёма, при этом если по какому-либо направлению необходимо увеличить число обучающихся, то там должно возрасти и количество затрачиваемых ресурсов на их обеспечение качественной подготовкой. Министр также указал на важность изменения квалификационных требований к должностям.

Л.С. Гумерова отметила высокую потребность грамотного психологического сопровождения образовательного процесса, в этой работе, по её мнению, должен использоваться опыт психологических служб МГУ и СПбГУ, показавших свою эффективность. Она предложила также создать единую цифровую платформу, на которой были бы представлены потребности промышленных предприятий регионов в кадрах и одновременно возможности вузов по подготовке специалистов.

А.А. Фурсенко в своём выступлении подчеркнул, что новую систему высшего образования следует рассматривать как систему, открывающую возможности в условиях жесткой конкурентной среды, а при сравнении российских вузов с другими ведущими университетами необходимо не забывать о собственных национальных приоритетах.

По итогам расширенного заседания Совет Российского Союза ректоров постановил считать целесообразным:

  1. Обеспечение непрерывной фундаментальной подготовки специалистов, отвечающих современным потребностям в экономике и социальных отраслях по программам специалитета, со сроком обучения преимущественно не менее 5 лет.
  2. Осуществление подготовки кадров в магистратуре (по той же или смежной профессиональной области), направленной на углубление специализации, профилизации образования.