КОРАБЛИК ко Дню логопеда
В отечественной логопедической традиции сложилась практика проведения диагностики речевых нарушений у русскоязычных детей с помощью разнообразных речевых карт и других качественных методов. При этом качество оценки во многом зависит от мастерства и опыта логопеда, а полученные результаты диагностики трудно передаются другим специалистам, и их применение невозможно в рамках научных исследований. В общемировой традиции принято использовать стандартизированные батареи диагностических тестов, поэтому дефицит подобного продукта в русскоязычной практике ощущался особенно остро.
Для решения этой проблемы и был создан КОРАБЛИК – уникальный инструмент для оценки речевого развития у детей 3–11 лет. Тест получил название КОРАБЛИК – Клиническая Оценка РАзвития Базовых ЛИнгвистических Компетенций.
Приложение оценивает понимание и порождение речи на всех уровнях языка и учитывает множество лингвистических, психолингвистических и психометрических параметров, важных для создания таких инструментов. КОРАБЛИК был создан в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде» по программе «Приоритет-2030».
Кроме научной выверенности, его характерной чертой является то, что он реализован как цифровой инструмент – планшетное приложение, доступное на платформе Android. Все задания предъявляются унифицированно, а результаты анализируются и выводятся автоматически. Ни для русского, ни для других языков мира такого комплексного цифрового решения для оценки речи у детей ранее не существовало.
КОРАБЛИК представляет собой 11 заданий в игровой форме. С их помощью можно оценить понимание и порождение речи на всех основных языковых уровнях: звуков речи, слов, предложений и текста. Задания на понимание оцениваются автоматически, а ответы в заданиях на порождение речи записываются приложением. Затем в модуле анализа специалист может их прослушать и оценить. В конце диагностики полученные баллы сравниваются с нормативными интервалами. В случае выхода результата за пределы нормы в приложении показывается степень дефицита речевого развития конкретного протестированного ребёнка.
Для повсеместного использования инструмента практиками требовалось собрать данные у типично развивающихся детей. Тест прошли около 500 детей с нормальным речевым развитием, и полученная информация легла в основу расчёта допустимых нормативных интервалов. После этого понадобилась оценка валидности инструмента в группах детей с различными речевыми дефицитами, такими как общее недоразвитие речи или нарушения речи при расстройствах аутистического спектра. КОРАБЛИК показал диагностическую способность для идентификации речевого развития, отличающегося от типичного, в разных клинических популяциях.
«За элегантным удобным планшетным приложением стоит колоссальный труд: мы работали над созданием КОРАБЛИКа с 2015 года, – рассказала Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. – Ещё до финализации продукта он обрёл популярность: в последние годы мне регулярно пишут логопеды и педагоги из России и из-за рубежа, работающие там с русскоязычными детьми, с вопросом, когда же мы выпустим КОРАБЛИК в свободное плавание. Для нас это статусное событие: КОРАБЛИК станет первым созданным нами диагностическим тестом, который получит широкое распространение на практике…впервые мы пробуем коммерциализировать научный продукт как мобильное приложение в электронном магазине».