МСПИ на Российско-Белорусском форуме «Союзное государство: инклюзивное образование. Центры и технопарки»
13-15 ноября 2024 года Псковский государственный университет совместно с Витебским государственным университетом имени П.М. Машерова провели Российско-Белорусский форум «Союзное государство: инклюзивное образование. Центры и технопарки». Государственными заказчиками Форума являются Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство образования Республики Беларусь. Форум стал международной межвузовской площадкой для реализации российско-белорусского интеграционного сотрудничества в области организации инклюзивного образовательного процесса и сопровождения посттравматического стрессового расстройства.
Цель Форума – обобщение и систематизация инновационного опыта образовательных организаций Союзного государства по созданию и обеспечению инклюзивного образовательного пространства с ориентацией результатов на импортозамещение инклюзивных средств и технологий, а также сопровождения посттравматического стрессового расстройства в высших учебных заведениях.
Мероприятие собрало более 200 участников из более чем 20 регионов двух стран. В Форуме приняли участие представители вузов Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляющих подготовку кадров инклюзивного образования и специалистов инженерного профиля для разработки специальных средств и программного обеспечения для лиц с ОВЗ; представители специализированных организаций, связанных с инклюзией; научных организаций и промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение специализированных средств программного обеспечения для лиц с ОПВ; представители органов государственного управления Российской Федерации и Республики Беларусь, в том числе представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования Республики Беларусь, Постоянного комитета. Сотрудники и студенты российских и белорусских вузов впервые обсудили проблемы и перспективы инклюзивного высшего образования на международном уровне в контексте исследовательской и технологической повестки.
МСПИ на форуме представляла декан факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, кандидат педагогических наук А.Ю. Прокопенко, которая выступила с докладом об особенностях реализации практико-ориентированного подхода при подготовке обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
По программе форума состоялись пленарные заседания, дискуссии, 11 секционных заседаний. Участники рассмотрели вопросы, связанные с процессами интеграции научно-образовательной политики в рамках Союзного государства: создания единых треков изменений, унификации требований и мер государственной поддержки по формированию инфраструктуры обеспечения инклюзивного образовательного процесса в России и Беларуси. Гости познакомились с актуальным состоянием и практическим опытом развития инклюзивного образования на примере деятельности образовательных организаций городов Витебск, Гомель, Гродно, Минск, Псков, Екатеринбург, Крым, Москва, Великие Луки, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи, Ульяновск, Ярославль и других.
В рамках форума состоялось открытое заседание Федерального учебно-методического объединения ВО «Образование и педагогические науки» на тему «Формирование инклюзивных компетенций у педагогов при реализации ФГОС 4-го поколения», на котором были проанализированы эффективные технологии для обеспечения инклюзивного образовательного процесса и системного научно-исследовательского взаимодействия по поиску, обоснованию и апробации продуктов в сфере инклюзии и посттравматического стрессового расстройства. В процессе обсуждения условий образования и социализации детей с особыми потребностями специалистами рассматривался феномен одарённости, а также новые коммуникационные стратегии и практики в высшей школе.
Важной частью форума стала выставка актуальных и значимых для развития системы образования инновационных разработок, специальных технических средств и ИКТ-продуктов для высшего инклюзивного образования.
Ежедневно работала площадка студенческого акселератора социальных идей, на которой международные молодёжные команды имели возможность пообщаться с экспертами, разработать и защитить социальные проекты.
Много эмоций вызвало у участников Форума яркое выступление учащихся и педагогов Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области.
По результатам трёхдневной работы участники Форума согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в России и Республике Беларусь, выработали общие рекомендации. В их числе – предложение разработать единую концепцию Союзного государства по вопросу выстраивания инклюзивной образовательной вертикали и реализовать систему мероприятий по обеспечению профподготовки и переподготовки педагогов и администрации образовательных организаций для работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью на уровне двух стран.
В общей резолюции обоснована необходимость проектирования и запуска Технопарка инклюзивного образования Союзного государства, а также обмена инновационными ИКТ-продуктами для высшего инклюзивного образования между регионами двух стран. С целью усовершенствования подготовки преподавателей системы инклюзивного образования и обмена актуальным опытом рекомендовано создать ежегодную стажировочную площадку Союзного государства. Отмечается важность унификации нормативных требований в вопросах организации доступной среды в России и Республике Беларусь.
В итоговой резолюции форума также озвучивается предложение запланировать и провести совместную олимпиаду обучающихся с особыми потребностями из России и Республики Беларусь, рассмотреть возможность организации всероссийского форума студенческих объединений, реализующих практики в сфере инклюзии.
Благодарим организаторов Форума за предоставленную возможность для обмена опытом и надеемся на дальнейшее сотрудничество.