Ректор МСПИ Д.А. Мельников на стратегической сессии «Будущее создаётся сегодня»

26 октября 2023 года ректор МСПИ Д.А. Мельников принял участие в работе стратегической сессии «Будущее создаётся сегодня: укрепление единства образовательного пространства Российской Федерации» (по материалам выступления В.В. Путина на пленарной сессии XX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай»). Организаторами сессии выступили ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Всероссийский научно-методический центр «Философия образования».

Цель сессии: формирование коллективного мнения профессионального сообщества относительно принимаемых мер государственной политики, направленных на укрепление единства образовательного пространства РФ как фундамента для сохранения и развития государства-цивилизации.

В работе сессии приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, ректоры педагогических вузов, члены Ассоциации развития педагогического образования (АРПО), руководители институтов развития образования (ИРО) субъектов Российской Федерации.

В ходе сессии обсуждались следующие вопросы:

  • Задачи национальной системы образования в условиях строительства нового мироустройства.
  • Обеспечение многообразия и самодостаточности российского государства-цивилизации в образовательной политике РФ.
  • Ответственность за цивилизационный выбор: защита традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательном пространстве РФ.
  • Сохранение наследия прошлого как фундамента формирования у молодых россиян представления о гармоничном будущем страны.
  • Перспективы укрепления единства образовательного пространства Российской Федерации в 2024 году.

С приветственным словом к участникам сессии обратился Валерий Фадеев, советник Президента РФ, председатель Совета по правам человека при Президенте РФ. Валерий Александрович обратил внимание присутствующих на то, что «учебный курс истории всегда пронизан мировоззрением, даже – идеологией, отношением народа к своей истории. Везде история трактуется так или иначе. По-другому и быть не может. Поэтому я приветствую, что появляется единый государственный учебник, с принятой большинством нравственной трактовкой нашей истории».

В дискуссии приняли участие эксперты:

  • Юрий Никифоров, кандидат исторических наук, член авторского коллектива учебника по истории, советник департамента управления по общественным связям и коммуникациям Администрации Президента России;
  • Алексей Благинин, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации;
  • Максим Костенко, исполняющий обязанности ректора Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации (Академия Минпросвещения России);
  • Оксана Гаман-Голутвина, доктор политических наук, президент Российской ассоциации политической науки (РАПН), заведующий кафедрой сравнительной политологии МГИМО МИД России (онлайн);
  • Леонид Поляков, доктор философских наук, профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
  • Игорь Кузнецов, доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;
  • Андрей Абрамов, кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Сергей Кравцов, Министр просвещения Российской Федерации, приветствуя участников сессии, сказал: «В развитии системы образования и воспитания важны практические решения и конкретные шаги. Но мы должны понимать, что результат этой работы не будет сиюминутным, нужно набраться терпения, чтобы его увидеть. Сегодня мы ощущаем большую поддержку Президента нашей страны и видим, как благодаря нашему взаимодействию ситуация меняется. Утверждены единые образовательные программы, единые стандарты, в школах введена единая программа воспитательной работы. В педвузах создано «ядро педагогического образования», в соответствии с которым подготовка учителей также идёт по единым стандартам. У нас есть уникальные возможности построить суверенную национальную систему образования».

Министр просвещения отметил, что воспитательная работа в системе образования должна быть комплексной. В школах работают советники по воспитанию, проводятся церемонии поднятия государственного флага и исполнения гимна, в федеральных основных общеобразовательных программах представлено единое содержание образования. Важно, чтобы вместе со школой в воспитании участвовала семья ребёнка, большое значение имеют также внешкольные активности, например, участие в деятельности Российского движения детей и молодёжи.