Ректор МСПИ Д.А. Мельников на заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию

8 апреля 2025 года ректор МСПИ, академик Д.А. Мельников принял участие в заседании Экспертного совета по вопросам высшего образования, управления экономикой знаний, дебюрократизации в сфере высшего образования, повышения качества образовательной деятельности при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию, которое было посвящено обсуждению вопроса «Подготовка предложений и рекомендаций Экспертного совета в проект Стратегии развития образования в РФ на период до 2036 года и в перспективе на период до 2040 года».

По поручению Президента России В.В. Путина ведётся подготовка Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года. Её разработкой занимаются 14 рабочих групп, которые объединяют около 500 экспертов из всех 89 субъектов Российской Федерации: региональных руководителей, учёных, представителей бизнес-сообщества, общественных деятелей.

Основными задачами на текущий период при подготовке стратегического документа являются: анализ состояния сферы образования на сегодняшний день, изучение статистики, оценка общественного мнения и выявление проблем, которые либо дополняют уже известные вызовы, либо раскрывают новые направления, требующие внимания. На основе предварительного анализа выделено около 180 «точек внимания», которые были рассмотрены и соотнесены с вызовами, стоящими перед системой образования. Эти «точки внимания» охватывают широкий спектр вопросов – от повышения качества преподавания и обеспечения доступности образования до внедрения инновационных технологий и повышения квалификации педагогов.

Этот процесс также включает определение долгосрочных целей и ключевых ориентиров развития, которые позволят системе образования эффективно отвечать на вызовы времени и запросы общества. В результате обсуждений уже были сделаны выводы о необходимости усиления междисциплинарного подхода, развития кадрового потенциала системы и создания условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых в будущем, вопрос единства образования и воспитательной работы, снижение бюрократической отчётности учителей, совершенствование программ и учебников и многие другие.

На сегодняшний день обозначены следующие вызовы:

  1. Необходимость обеспечения технологического лидерства и устойчивой динамичной экономики.
  2. Трансформация миропорядка и ценностная война против России.
  3. Стремительное развитие искусственного интеллекта и цифровых технологий.
  4. Неравные стартовые возможности и разобщённость социальных групп.
  5. Демографическая яма.

На заседании Экспертного совета выступил ректор МСПИ Д.А. Мельников, который внёс предложения в проект Стратегии развития образования:

  1. В Стратегии необходимо выделить образование как приоритетную область и обозначить ведущую роль учителя не только в системе образования, но и во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Учитель является педагогом, воспитателем, просветителем, который формирует личность ребёнка, поэтому один из ключевых вызовов для всей системы образования связан с качеством и количеством подготовки соответствующих квалифицированных кадров. Это предполагает достаточно серьёзные корректировки по комплекту образовательных программ вузов, по работе всей инфраструктуры, связанной с государственными образовательными стандартами и необходимостью внесения оперативных изменений. В этом процессе важную роль приобретает создание системы опережающей подготовки будущих специалистов и переподготовки имеющихся кадров в соответствии с вызовами времени.
  2. Наряду с государственными образовательными организациями частные образовательные учреждения, независимо от уровня образования, должны стать равноправными участниками образовательного процесса.

Заседания Экспертного совета позволяют выделить и обсудить ключевые вопросы развития высшего образования, определить стратегию и «дорожную карту» их урегулирования, принять коллегиальные решения.