Специальная психология для практических психологов
Последнее десятилетие – период бурного развития специальной психологии. Во многом это определяется развитием службы практической психологии в образовании, которая начинает складываться с середины 90-х гг. XX в. Ставки практических психологов появляются в различных организациях. Создаются психологические центры, основными задачами которых становится диагностика, консультирование, психологическая помощь и сопровождение детей и подростков, испытывающих трудности в обучении и адаптации в обществе, и их семей.
Малое число подготовленных для этой работы психологов создаёт острую нужду в их квалифицированной подготовке. При подготовке практических и клинических психологов специальная психология существенно обогащает образовательные программы. Данная дисциплина начинает входить в раздел обязательных учебных дисциплин в учебных планах педагогических и психологических специальностей.
Кроме того, расширяется возрастная сфера оказания психологической помощи населению, в неё постепенно включаются дети раннего возраста и их семьи, а также молодые инвалиды, продолжающие своё образование в колледжах и вузах. Тем самым расширяется и возрастной диапазон изучаемых периодов психического развития в специальной психологии.
Всё больше внимания уделяется процессу интеграции в массовое образование детей с нарушениями развития, возникает необходимость психологического сопровождения включения этих детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения.
Многие авторы научных исследований соглашаются с тем, что специальная психология возникла в нашей стране внутри интегрированной области научных знаний, которую принято называть дефектологией, но в последние годы вышла за её границы.
На факультете практической психологии при изучении дисциплины «Специальная психология» рассматриваются вопросы сопровождения детей с нарушениями в развитии, а также семей, нуждающихся в психологической поддержке.
Студенты факультета с особой заинтересованностью изучают данную дисциплину и внедряют полученные знания при прохождении производственной практики в образовательных учреждениях и в учреждениях системы здравоохранения.
Представляем вашему вниманию отрывок из практических занятий, направленных на изучение особенностей детей с различными нарушениями в развитии.
Преподаватель: Юлия Николаевна Боровик